Технология развития мышления 10х: 5 шагов, как перейти от «проблемного» мышления к «денежному»
Поделиться:
Алексею немного за 30. Он талантливый менеджер на хорошей должности, но работа больше не приносит ему ни радости, ни денег (это очень связано).
Он пришел ко мне в растерянности — он хотел роста и даже задумывался о том, чтобы создать что-то свое, хотел зарабатывать больше, однако не мог начать.
Алексей так долго не развивал бизнес-мышление, жил с убеждениями «бизнес – это трудно», «перемены — это риск», «это не для меня», что просто растерял свои идеи и цели.
Его жизнь могла бы быть более наполненной и интересной. Поэтому я пошагово провел его по технологии развития мышления, которая помогает перейти от «я вижу только препятствия» до «я вижу вокруг только возможности».
5-шаговая технология развития мышления
Шаг 1. Выявить свои истинные ценности и отделить их от ценностей толпы
Работа с мышлением начинается с вопросов «Чего я хочу от жизни?» и «Какие из этих «хочу» мои, а какие навязаны обществом».
На этом этапе важно понять, какие базовые ценности руководят вашей жизнью и отсеять те, что навязаны извне.
Базовые ценности — это здоровье, гармоничные отношения, власть, безопасность, развитие и т.д. Их много, они разные и у каждого — свой комплект.
Пока человек живет и действует в согласии со своими ценностями, он чувствует себя реализованным, удовлетворенным, ощущает, что выполняет свое предназначение. Жизнь вразрез с ними оборачивается стрессом, неудовлетворенностью и фрустрацией.
Однако люди слишком часто идут за мнением общества, а не за тем, что ценно для них лично.
И потом мучаются вопросом: «Если у меня все хорошо, то почему же мне так плохо?».
Вот пример: девушка, для которой важны гармоничные отношения и сострадание, становится юристом в корпорации, потому что эта профессия считается престижной.
Мягкость и стремление избегать конфликтов мешают ей работать. А шаблон «престижная работа» мешает увидеть проблему и сменить сферу деятельности.
Как избавиться от навязанных ценностей и развить бизнес-мышление?
Чтобы разбить шаблоны и показать разницу между собственными и навязанными ценностями, я задаю клиенту два вопроса: «Что для тебя важно в том, что ты делаешь?» и «Почему это для тебя важно?».
С их помощью мы исследуем профессиональную и личную жизнь, и одна за другой начинают проявляться истинные ценности, как реализованные, так и глубоко скрытые.
Разобравшись, что для него важно, человек уже осознанно делает выбор. Он видит, что можно изменить, чтобы реализовать бизнес-мышление по максимуму.
Так Алексей, о котором мы говорили в начале, шесть лет отвечал за развитие банковской сети. Среди его задач было подбирать и обучать персонал для отделений, выявлять способности людей и находить им применение.
В ходе коуч-сессий мы выяснили, что для него было ценно помогать людям реализовываться. Но в банке он занимался этим лишь 20% времени.
Разобравшись со своими ценностями, Алексей ушел с работы и организовал собственный образовательный проект.
Шаг 2. Найти сферу реализации бизнес-мышления
Вопрос «Чем вы хотите заняться?» многих ставит в ступор.
«Если бы так просто было понять, я бы уже давно этим занимался».
Чтобы ответить на этот сложный вопрос, я задаю клиентам 3 вопроса проще по технике «трех кругов».
Три вопроса — три списка ответов. Мы сравниваем их и смотрим, какие пункты пересекаются. В результате получается перечень компетенций и навыков, которые могут превратиться в собственное прибыльное дело.
Такой анализ дает иногда неожиданные результаты. Человек понимает, что то, что он считал целью, его вообще не драйвит, и находит себя в чем-то совершенно другом.
Мой клиент Александр был успешным финансовым директором. Потом решил уйти в бизнес и занялся онлайн-торговлей. Но что-то не клеилось. Сменив несколько торговых площадок, он пришел ко мне, чтобы я помог найти товар и нишу, в которой ему будет действительно интересно работать.
Мы с Александром прояснили его истинные ценности, прошлись по вопросам «Трех кругов», чтобы найти нишу для развития и применения бизнес-мышления. И нашли ее.
Это оказалась не торговля, а финансовый консалтинг. Работа с финансами всегда вдохновляла его. Не нравилось только быть на позиции подчиненного.
Александр запаковал свой предыдущий опыт в несколько продуктов для малого бизнеса, освоил продвижение консультаций и быстро получил первых клиентов.
Героиня другой истории — Вера, руководитель юридического отдела в госкомпании, пошла на еще большие перемены. В графах «Что я люблю делать», «Что я умею делать классно» и «Что может приносить деньги» у нее совпал пункт «Выпечка тортов».
Вера искала возможность уйти из офиса, рассматривала варианты удаленной работы или даже частных юридических консультаций. Но бизнес на тортиках никогда не приходил ей в голову. В ее бизнес-мышлении не было понимания, как на этом можно заработать.
Мы решили поработать над этой идеей всерьез, и сейчас она получает 20-30 заказов в месяц из Instagram. К октябрю она планирует оставить офис и посвятить все время кондитерскому бизнесу.
Шаг 3. Найти и убрать токсический убеждения
Найти свои ценности и нишу — это только начало пути. Препятствиями на этом пути будут страхи, лень, сопротивление, ментальные зажимы и блоки: «Зачем я в это ввязался?», «У меня нет ни опыта, ни ресурсов», «С чего я взял, что у меня что-то получится?». Перемены никому не даются легко.
И здесь начинается огромный пласт работы над образом бизнес-мышления. Вместе с клиентом мы смотрим, что лежит в основе этих препятствий, какие паттерны, убеждения или эмоции.
Откуда эти убеждения? Может, у человека или его близких был негативный опыт. А может, это следы родительской веры в то, что бизнес — это трудно, нечестно и лучше туда не соваться. В детстве человек принимает такие вещи на бессознательном уровне, и они становятся его правдой.
Вместе с клиентом мы эту «правду» рассматриваем с разных сторон: а точно ли это правда? А в какую другую правду верят люди с развитым бизнес-мышлением, у которых все получается? Словно в микроскопе, наводим резкость на каждое ограничивающее убеждение и прорабатываем его.
Клиенты по-разному реагируют на этот процесс. С кем-то достаточно раз побеседовать, обратить внимание на корни проблемы, и бизнес-мышление создается автоматически. Кому-то нужно несколько сессий, чтобы началась трансформация.
Шаг 4. Найти цель, чтобы выйти из «проблемного» мышления в «денежное» бизнес-мышление
Вы замечали, что в одной и той же ситуации один человек видит возможности, а другой — проблемы или просто рутину? У каждого есть свои рамки восприятия, в которых мы все живем. Я бы описал их как «рамка проблемы» и «рамка результата».
Если происходит что-то неприятное, человек, живущий в рамке проблемы, спрашивает:
- Что делать?
- Кто виноват?
- Как с этим быть?
Изменения вызывают у него стресс и желание восстановить status quo. Любые явления вне рамки для него просто не существуют, мозг отфильтровывает их: «Меня это не касается».
Чем рамка теснее (маленькая зарплата, загруженность на работе, из-за которой некогда подумать о чем-то другом, бедная событиями жизнь и др.), тем больше важного ускользает от взгляда. В частности, ускользают возможности изменить положение дел.
Рамка результата, обязательная для бизнес-мышления заставляет человека задавать совсем другие вопросы, если что-то пошло не так:
- Что случилось?
- Какой результат я хотел и какой получил?
- Почему результат отличается от того, что хотел?
- Чему я научился, и как это использовать в дальнейшем?
Вопросы в «рамке проблемы» | Вопросы в «рамке результата» |
Что делать? Кто виноват? Как с этим быть? | Что случилось? Какой результат я хотел и какой получил? Почему результат отличается от того, что хотел? Чему я научился, и как это использовать в дальнейшем? |
Рамка результата — это умение видеть и реализовывать возможности, несмотря на препятствия. Такое «бизнес»-мышление некоторым присуще от природы. Но его можно и «включить». Обычно это происходит, когда появляется настоящая мотивирующая цель.
Когда человеком движет цель, он говорит себе не «Это меня не касается», а «Как это относится ко мне? Как использовать для достижения цели эту ситуацию?».
Если старые фильтры в мышлении отсеивали бизнес-возможности и высвечивали препятствия, то новый фильтр — цель — помогает видеть идеи и возможности в самых неожиданных вещах.
Люди, которые не задумывались, чего хотят от жизни, целью считают престижную должность, покупку дома/машины. Но зачастую это не цель, а лишь принятый в обществе шаблон, некий ярлычок: у меня есть должность/машина/дом, значит я успешен и благополучен.
Настоящая цель идет изнутри и часто не имеет ничего общего с материальными объектами.
Чтобы ее определить, нужно ответить на вопрос: «Что вам важно в том, чего вы хотите получить?»
Дать ответ и к ответу снова задать вопрос «Почему вам это важно?». И так минимум 4 раза. Так вы начинаете понимать, почему это важно для вас.
Шаг 5. Преодолеваем сопротивление среды
Формула успеха: 50% окружение, 45% образ мышления и 5% знания.
Путь к цели — это серьезная трансформация. Вы делаете то, чего не делали раньше, сталкиваетесь с препятствиями, которые еще не преодолевали.
Каждый день — новый трудный опыт. В этот момент привычное окружение и рутина очень сильно тянут назад: «Брось это, иди сюда, тут все понятно и знакомо». По шкале от 1 до 10 сила сопротивления среды будет на все 10.
Вот почему немногие достигают успеха в одиночку, даже если сильны в теории, читают правильные книги и слушают правильных спикеров. Знания в формуле успеха — это всего 5%, а окружение — 50%. Если вокруг люди живут по прежним шаблонам, они будут мешать, обесценивать, заражать скепсисом.
Вот почему нужен партнер, на которого можно опереться и который поможет удержать фокус на цели и поддержать в бизнес-мышлении. В этом и состоит работа коуча — помогать найти и удержать фокус, чтобы препятствия не засоряли обзор.
Коуч — не супергерой, который разбирается в любом вопросе. Он профессионал по созданию условий. Мне не нужно быть специалистом в финансах, чтобы помочь Александру, и не нужно печь и продавать торты, чтобы помочь Вере.
И Александр, и Вера, и каждый клиент — единственные профессионалы в своей жизни. Только они могут решать, что им менять и как поступать. Я лишь создаю благоприятные условия для их изменений и трансформации их бизнес-мышления.
Ценности, знания и способности человека, о которых мы говорили в начале, — это зерно. Оно может прорасти и дать плоды, а может остаться сухим. Коуч не вытягивает росток из зерна, но создает условия для роста: дает воду, тепло, свет, убирает сорняки и камни. Тогда зерно само растет и набирает силу.
Не коуч делает ваше бизнес-мышление «денежным». Но вопросы, которые он задает, заставляют вас мыслить другими категориями. Они, словно прожектором, подсвечивают аспекты жизни, которые до сих пор ускользали от внимания. Вы ясно видите следующие шаги. А ясность дает мотивацию, силу и энергию для перемен.
P.S. Один из лучших вариантов работы с мышлением — это медитация. И сейчас мы в открытый доступ выложили любимую медитацию Ивана Зимбицкого, которую он слушает каждый день по 2 раза — утром и в середине рабочего дня.
Она мгновенно убирает токсический внутренний диалог, расслабляет мозг, фокусирует, настраивает действовать по принципу «меньше, лучше и до завершения»… и зарабатывать больше денег.
Вы тоже можете получить ее сейчас: Кликнуть тут, чтобы скачать бесплатно