3 правила, как слушать собеседника, чтобы достигать своих целей
- 5 747
- 4
- 8
- 26.05.2017
- И.Зимбицкий
- Мышление
Поделиться:
Когда тебе везет и ты в компании успешных предпринимателей — зачем тратить драгоценное время на разговоры о погоде, футболе… или, что еще хуже — о тебе самом?
Воспользуйся ситуацией — задавай вопросы и внимательно слушай ответы.
После этого произойдет 2 «чуда»…
Во-первых, ты удивишься, насколько приветлив твой собеседник. Дейл Карнеги пишет, что люди с удовольствием разговаривают с теми, кто интересуется ими.
Во-вторых, ты удивишься, сколько ты узнаешь. Люди расскажут тебе удивительные вещи, раскроют свои секреты, если ты им позволишь.
Почему важно иметь навык эффективного слушанья? (личная история)
Мне было сложно научиться слушать людей внимательно. Я с детства страдаю синдромом рассеянного внимания и склонен постоянно отвлекаться.
Однако в начале моей карьеры в Deloitte произошел случай…
Мы с руководителем проводили собеседование на должность главы отдела. Отобрали несколько кандидатов, среди которых особенно выделялся один. Резюме отличное, хорошее образование, большой опыт…
Мы были очень заинтересованы в этом человеке…
…пока он не начал говорить.
Он рассказал нам о нас самих. Я не знаю, откуда он взял информацию, но почти все его факты были неправильными или устаревшими.
Потом еще какое-то время он рассказывал, что нам нужно — и снова это был какой-то бред, оторванный от реальности.
Наконец, он предложил несколько идей, как решить проблемы, которых у нас нет, и как использовать возможности, которые мы уже давно использовали.
Он не задал нам ни одного вопроса. Даже не смотрел на нас, чтобы увидеть нашу реакцию.
Он просто говорил.
Ты можешь спросить: «Иван, так почему ты не перебил его и не сказал, что не так?».
На самом деле, я пытался несколько раз. Задавал вопросы по сути, пытался вклиниться и рассказать о компании. Однако он меня не слушал и только ждал момента как вставить свое слово и продолжить говорить.
Когда я жал ему руку в начале встречи, я думал: «Вот наш новый начальник отдела». Когда за ним закрывалась дверь — мысль была только: «Какой идиот».
Самое грустное — он никогда не узнает, почему не получил работу. И, конечно, даже не будет спрашивать.
После этого случая я поставил себе цель — научиться слушать.
Я выработал для себя три простых правила как внимательно слушать собеседника и получать от этого максимум пользы. Их я раскрою чуть позже. А сейчас приведу простой пример как это работает.
Буквально позавчера я договаривался с владелицей нашего нового офиса о компенсации ремонта. Она хотела компенсировать 70%.
У меня был хороший аргумент, чтобы добиться полной компенсации, однако я не стал торговаться.
Я сказал: «Мне кажется, что это мало. Скажите, как вы обоснуете именно 70%».
Она назвала мне четыре причины. Две из них были адекватными, а две — слабыми.
Я элегантно опроверг слабые причины. Она был поражена. В итоге, согласилась компенсировать все 100% ремонта.
Смотри, я не торговался и ничего не просил. Я просто выслушал и получил преимущество.
3 золотых правила, как внимательно слушать собеседника
Правило 1. Замолчи и дай возможность собеседнику высказаться
Марк Твен писал: «Если бы мы должны были больше говорить, чем слушать, то у нас было бы два языка и одно ухо».
Поэтому не спеши перебивать собеседника.
Лучше дай ему полностью выговорится. А когда он замолчит — задай вопрос «Что-то еще?».
Это поможет выявить даже скрытые мысли.
Правило 2. Слушай не только слова
При личной встрече смотри на жесты, на мимику, лови взгляд. Часто это говорит больше, чем слова.
А если разговариваешь по телефону — обращай внимание на интонацию.
Поверь — один вопрос «Вы звучите устало, что-то случилось?» превращает разговор ни о чем в глубокую беседу.
Правило 3. Повтори то, что сказал твой собеседник перед тем как высказать свою идею
Неважно — ты будешь соглашаться или не соглашаться с его словами, или задавать еще один вопрос.
Рекомендую сначала сказать что-то типа «Итак, вы сказали, что (коротко подведи итог сказанного собеседником, например «что Facebook будет самым перспективным каналом рекламы в этом году»), и я с Вами согласен (если не согласен, то скажи «однако»)» и дальше говори, что у тебя есть сказать.
Так ты показываешь, что понимаешь собеседника. В результате он становится более открытым для твоих идей.
Честно говоря, мне и самому иногда трудно следовать этим советам.
Когда я слушаю человека, часто вижу, что у меня есть для него совет или рекомендация. Хочется ее сразу высказать.
Однако, это не всегда нужно.
Иногда людей просто нужно услышать. Бывает так, что человек рассказывает тебе что-то только для того, чтобы ты выслушал.
Поэтому дай ему договорить. Потом спроси, есть ли у него решение.
Ты удивишься, но чаще всего оно у него уже есть.
Зачем же тогда он говорил с тобой?
Возможно, ему просто нужно немного сочувствия. И в этом нет ничего плохого, пока потребность в сочувствии не становится невротической. Нытики и жалобщики отнимают время и истощают, их терпеть нельзя.
Однако иногда просто слушать — это лучшее, что ты можешь сделать.
Попробуй внедрить мои 3 правила, как слушать собеседника, в свою жизнь и ты удивишься, насколько легче тебе станет находить общий язык с людьми и вырастет уровень доверия к тебе клиентов, коллег, подчиненных и даже близких людей.
P. S. Чтобы внимательно слушать других вам нужна максимальная концентрация. Только так вы получите 10Х пользы и удовольствия от разговора.
И если сейчас во время диалога вы часто отвлекаетесь и не можете сосредоточиться, вам нужно «научить» свой мозг фокусироваться.
Проще всего это сделать с помощью медитации.
Скачайте мою любимую медитацию сейчас (бесплатно!), слушайте ее по 20 минут в день и уже в конце первой недели вы станете более сфокусированным и внимательным.
Скачать медитацию сейчас (MP3 + PDF-инструкция)