(Эссе от Эксперта) Как эго предпринимателя разрушает его команду и бизнес
- 3 388
- 13
- 15
- 07.03.2017
- Б.Куринный
- Мышление
Поделиться:
Сегодня публикуем эссе коуча-эксперта и руководителя отдела продаж GoldCoach Богдана Куринного.
«Я работал в коучинге более чем с 78 предпринимателями. И почти у всех вначале были «проблемы с командой».
Я выслушал много жалоб на то, что «они ленивые», «никто ничего не умеет» и вопросов «где найти нормальных людей?».
Однако правда в том, что у 99% предпринимателей проблема не с людьми. А с ЭГО.
Если сейчас у Вас тоже ленивые, безответственные сотрудники, тогда вам стоит задать себе 5 очень простых вопросов.
Дайте на них ответ в формате «часто», «иногда», «редко», «никогда»:
- Как часто в течении дня сотрудники подходят к Вам за советом?
- Как часто Вы ставите сотруднику задачу, а в ответ слышите «А как мне это сделать?» или какие-то отговорки, почему это невозможно?
- Как часто Вы делаете часть работы вместо сотрудников, потому что сделаете её лучше?
- Как часто на утренних летучках, вместо того, чтобы слушать, что люди будут сегодня делать, вы даете указания?
- Как часто Ваш сотрудник соглашается, обещает выполнить задачу, но в итоге проваливает ее?
Посмотрите на ответы. Все ответы, кроме «никогда» — это симптомы. Симптомы очень глубокой проблемы, корень которой в Вашем ЭГО предпринимателя.
Эго растет из 4 убеждений.
4 убеждения, которые питают ЭГО предпринимателя
Убеждение 1. Хочешь сделать хорошо, сделай это сам.
Убеждение 2. Я 15 лет в бизнесе, и не встречал людей с горящими глазами, им всем плевать.
Убеждение 3. У меня больше опыта, что он может понимать.
Убеждение 4. Толковые сотрудники стоят дорого, а у меня денег нет, поэтому работают бестолочи.
Когда Вы живете этими убеждениями, то делаете всё самостоятельно или смиряетесь с невыполнением задач, вместо дать сотруднику указания, а потом проверить результат.
Хочу поделиться своей историей.
Я 8 лет занимался баскетболом, был капитаном команды. У нас был тренер, очень талантливый. Он очень сильно прокачал команду по физической подготовке. У нас было 6 тренировок в неделю, 5 из них мы просто бегали, даже без мячей.
4 года подряд мы выходили в финал студенческой баскетбольной лиги. 4 раза подряд вылетали.
Тогда я не понимал, почему мы вылетали.
Потом пришел новый тренер, и мы наконец-то выиграли студенческую лигу.
Только после окончания академии я понял, в чем была причина.
У первого тренера было убеждение, что мы бестолочи. Слово «бестолочи» было самым популярным словом на тренировке.
Новый тренер относился ко всем на равных. С ним мы чувствовали себя взрослыми.
Если в Вас сильное эго предпринимателя, то скорее всего сейчас Вы действуете так же, как наш тренер.
Это модель, когда управленец думает и ведет себя с позиции «Я большой, сильный, умный, а ты маленький».
Однако важно понимать — маленькие люди не могут решать взрослые задачи.
Если у сотрудника забирать ответственность и сделать его маленьким — он в конечном итоге понимает, что маленьким быть классно.
Вспомните себя в детстве: Вас отвели в садик, покормили, спать уложили, отвели погулять, дома мультики посмотрели… Кайф!
И Ваши сотрудники понимают, что маленьким быть классно.
Владельцу бизнеса в такой модели приходится быть взрослым. А быть взрослым — это больно!
Быть взрослым — это принимать ответственность, смотреть на правду.
И предприниматель может масштабировать эту модель, пока у него есть силы. А когда он не выдерживает —начинает саботировать бизнес или отправляется на больничную койку надолго.
Решение: научиться давать сотрудникам быть взрослыми
Это значит, что им нужно давать принимать решения, ошибаться, отвечать за свои ошибки, делать выводы и принимать новые решения.
Если я, как управленец, не даю сотруднику эти возможности — значит я сам говорю, что делать и сам в одиночку несу всю ответственность.
И, конечно, нужно быть готовым к тому, что сотрудник будет ошибаться. Если я вижу, что сотрудник очень настойчивый, упертый и хочет сделать то, что приведет к провалу, и этот провал будет не смертельным для компании, я готов на это пойти.
Если это позволит ему сделать выводы и брать на себя больше ответственности, или наоборот научит прислушиваться к моим рекомендациям — я позволяю ему ошибиться.
И сейчас я хочу поделиться с Вами своим чек-листом, как помочь сотруднику «вырасти» и научиться брать на себя ответственность.
Его Вы можете давать любому сотруднику, если у него возникает какой-то вопрос.
Чек-лист, как действовать сотруднику, что делать если у него возник какой-либо вопрос
- Написать вопрос на бумажке, начиная с вопросительного слова (Как? Когда? Где? Зачем? Что?) так, чтобы было понятно даже для восьмилетнего ребенка.
- Написать 20-30 вариантов решения этого вопроса. Написать все, что приходит в голову, даже откровенный бред.
- Выбрать 3 из написанных вариантов, которые считаете наиболее подходящими для решения этой задачи.
- Если из этих 20-ти пунктов нет ничего подходящего, надо написать еще 20 и выбрать 3 решения, которые могут быть приемлемыми.
- Из трех решений выбрать самое лучшее.
- Договориться с руководителем о встрече или прийти с лучшим решением на планерку.
- На встрече или планерке сказать: «У меня есть проблема [ОПИСАТЬ ПРОБЛЕМУ]. Есть 3 варианта решения этой проблемы. Вот это решение [ОПИСАТЬ РЕШЕНИЕ] я считаю самым лучшим, и вот [ПРИЧИНЫ ПОЧЕМУ]».
- Взять обратную связь у руководителя по решению.
Как давать обратную связь на идеи
Даже если Вы знаете как сделать правильно — не надо давать указания. Лучше дать пожелание. Оно может звучать где-то так: «На твоем месте я сделал бы так…»
А дальше Вы просите сотрудника принять решение, что делать и ответственность за выполнение задачи.
Как Вы можете помочь в выполнении задачи?
Вы можете задать сотруднику вопрос: «Насколько от 1 до 10 ты видишь, что это решение лучшее?»
Если это 8, 9, 10 – можно делать. Если меньше 8, то сотрудник берет еще время, и приходит с новыми вариантами решения, пока не найдет решение, которое будет считать наилучшим.
Когда сотрудник принимает решение, то он должен быть готов написать расписку с ценой слова за невыполнение задачи.
Он должен приносить решение, обсуждать с руководителем до тех пор, пока не будет решения, которое подойдет настолько, что он готов будет написать расписку.
P.S. «Создание команды» — это один из 4 столбов создания прибыльной «саморазвивающейся» компании, которая способна сделать владельца богатым и свободным от рутины.
25-26 марта 2017 в Санкт-Петербурге пройдет «Воркшоп 10х», на котором Иван Зимбицкий, я, другие эксперты GoldCoach и 80 предпринимателей из всех уголков СНГ соберемся вместе, чтобы 2 дня работать над всеми 4 направлениями:
- Стратегия
- Маркетинг
- Создание команды
- Отдел продаж
Вы можете присоединиться к нам тут (кстати, в честь весенних праздников мы сейчас только по ссылке из этого поста снижаем цену участия на $100): Кликнуть, чтобы стать участником «Воркшоп 10х» сейчас
До воркшопа еще больше 2 недель, однако почти половина мест уже занята (35 из 80). А по моему опыту 90% желающих тянут до самого конца с покупкой билетов.
Поэтому в последние дни будет большой ажиотаж (тем более учитывая бизнес-сезон) и билетов на всех не хватит.
Поэтому если хочете быть на «Воркшопе 10х» в Санкт-Петербурге — действуйте сейчас.