8 Ключевых элементов бизнес-плана, с которыми вы неизбежное достигните поставленных целей
- 19 345
- 23
- 1120
- 30.08.2016
- И.Зимбицкий
- Блог
Поделиться:
Это случилось в 2015 году. Сергей только что закрыл свой третий бизнес. Он чувствовал себя конченным неудачником. Все осточертело и не хотелось жить….
Сергей был типичным «шашлычником», который работал 12 часов в сутки 7 дней в неделю. Однако ни один из его бизнесов не работал. Работал только сам Сергей. Три года он не выезжал за пределы Томска.
В тот вечер Сергей налил себе виски и начал прокручивать в голове свои действия за прошлый год.
После долгих раздумей Сергей осознал, что он делал все для развития бизнеса – вкладывал деньги в раскрутку брэнда, делал рекламу, улучшал сервис, следил за качеством.
Но он упустил одно маленькую вещь, которая постоянно была у него перед самым носом. Той, с которой надо было все начинать….
У Сергея не было бизнес-плана. Значит ли это, что Сергей плохой предприниматель?
Не обязательно. Это значит, что Сергей не понимал цель и значение бизнес-плана. К сожалению, это типичная ошибка большинства предпринимателей.
Они думают, что наймут команду, запустят рекламу и… у них все заколосится. Это очень далеко от истины.
Если ты не имеешь плана для роста твоего бизнеса…
Я знаю о чем говорю. Вот уже 6 лет, общаясь со многими предпринимателями, они жалуются со слезами на глазах: «Почему мой бизнес не приносит прибыль?».
«У меня была отличная идея, крутой офис с ремонтом, лучшие специалисты. Вбухал на рекламу $30 000… Но до сих пор сижу в минусах.»
На вопрос: «У тебя есть бизнес-план?», чаще слышу пустые оправдания.
Я знаю, о чем ты сейчас думаешь.
Ты можешь сказать, что у тебя есть бизнес-план (соврать). Или ты сейчас не имея бизнес-плана можешь даже получать какую-то прибыль от своего бизнеса.
Поэтому послушай…
Планирование имеет ключевое значение для бизнеса
Потому что создание бизнес-плана заставляет тебя сосредоточиться на важных элементах твоего бизнеса. Он заставляет тебя думать про следующие действия, как планировать проекты, конкретные стратегии и тактики.
Правильный бизнес-план дает тебе направление и делает тебя «гибким» перед твоими покупателями, сильными и слабыми сторонами твоего предложения.
Но самое главное. Бизнес-план заставляет тебя смотреть в лицо фактам.
Аксиома №1 — хороший предприниматель не прячется от правды, он смотрит фактам в лицо
Это не значит, что факты всегда должны устраивать. Это значит, что у тебя всегда есть все факты на руках.
Я знаю многих предпринимателей, которые ищут оправдания своим неудачам из-за отсутствия фактов. К сожалению, многих из этих неудач можно было бы избежать, если бы у них был эффективный бизнес-план.
8 ключевых элементов бизнес-плана, которые заставят его работать на тебя
1) Анализ рынка
Разбери по косточкам состояние рынка, на который выходишь.
- Кто твои конкуренты?
- Что они продают?
- Как они продают?
- КОМУ они продают?
- За сколько?
Изучи их боли, страхи и проблемы. Найди, что ты можешь им предложить. И очень важно, чтобы ты осознавал, что творится на рынке и какую нишу в нем ты можешь занять.
Это самый долгий этап, он займет у тебя много времени. Но после него ты разработаешь реалистичную ценовую политику и осознано подойдешь к маркетингу.
2) Структура организации
Взгляни на свой бизнес с высоты птичьего полета и опиши, как взаимодействуют все его части, какую роль играет каждый отдел, каждый ключевой сотрудник.
Также в этой части изложи Большую Идею своего бизнеса. Что ты обещаешь? Кому обещаешь?
Какая одна главная выгода иметь дело именно с тобой? И эту Большую Идею я рекомендую распечатать и повесить на видное место в каждом кабинете, чтобы все, кто работает с тобой тоже помнили о ней.
Вот пример такой Большой Идеи в видео:
3) Организация и менеджмент
Распиши детально всю структуру бизнеса:
- Кто его владелец?
- Кто вкладывает в него деньги?
- Кто занимает ключевые позиции
Это может показаться странным, но многие бизнесмены не знают ответов на эти вопросы.
Ты должен знать их даже если тебя разбудить посреди ночи после корпоратива. Это сделает тебя компетентным руководителем и настоящим лидером своего дела.
Также выпиши в этот пункт короткую информацию о самых важных сотрудниках, уровень их квалификации и самые ценные навыки. Так ты всегда будешь знать, кому какую задачу поручить.
4) Маркетинг и воронка продаж
Это жизненная сила твоего бизнеса. Разработай план как, когда, кому и как предлагать свои товары или услуги. Если ты найдешь правильные тактики и каналы для маркетинга и продаж, твоя прибыль увеличится в разы.
Кстати, не пытайся выдумать все с ничего. Посмотри, как работают твои конкуренты. В самом начале я рекомендую делать то, что делают они. Это верный путь к успеху, который экономит время и деньги.
5) Описание сервиса и продукта
А ты четко знаешь, что собственно предлагаешь клиенту? В этой части бизнес-плана распиши характеристики, преимущества, продукта, выгоды, которые получит клиент от использования.
И будь честным. Если в нем есть какие-то недостатки – укажи их и подумай, чем их можно компенсировать. Закрой все возможные возражения клиента, и он сам с радостью отдаст деньги за продукт, который ты предлагаешь.
6) Потребность в финансировании
В этом разделе рассчитай, сколько денег тебе нужно для функционирования бизнеса и его расширения. Проработай несколько сценариев – увеличение продаж, минимальные продажи, кризис, увеличение курса валют. Будь реалистом.
И если ты будешь готов, изменения не будут тебя пугать и не остановят твое развитие.
7) Расчет бюджета
Его можно и нужно проводить только после того, как ты проанализировал рынок, разработал маркетинговую стратегию и каналы сбыта и цели развития. Распредели деньги по направлениям и сделай расчет на несколько лет вперед.
Без этих расчетов вся твоя прибыль может уйти, как вода в песок. Распиши бюджет и ты увидишь, на что и сколько тратить, чтобы развивать бизнес и увеличивать прибыль.
8) Краткое резюме
На 1 странице печатного текста опиши коротко свой бизнес-план, свою компанию и перспективы ее развития. И регулярно перечитывай этот текст, чтобы помнить, какая твоя миссия и к чему ты идешь.
По структуре, это описание должно располагаться в начале бизнес-плана, но я рассказываю о нем последним пунктом.
Потому, что ты сможешь составить его только после того, как напишешь все предыдущие части. После этого, расскажи всем, кто будет читать твой бизнес-план, о себе, чего ты хочешь от бизнеса.
Помни: бизнес-план никогда не создается за один раз. Это живой растущий механизм. Хороший предприниматель понимает, что бизнес-план развивается и меняется вместе с изменениями в окружающей среде.
Ты должен возвращаться к твоему бизнес-плану постоянно. Вносить правки. Применять проверенные тактики. Реализовывать новые бизнес-идеи.
Однажды начав этот процесс, тебе понравится возвращаться к нему снова и снова.
P.S. Знаешь, что съедает 90% времени предпринимателя при реализации бизнес-плана?
Проекты.
Все, чем ты занимаешься каждый день в бизнесе и дома — это проекты.
Написать бизнес-план — проект, поехать в отпуск — проект, запустить новый продукт в бизнесе — проект, отправить ребенка в школу — проект…
И самый мощный способ поучить больше времени и результатов — это эффективно управлять проектами. А для этого их нужно качественно спланировать за максимально короткое время.
На собственном горьком опыте мы определили, что лучшем инструментом для планирования является пошаговый чек-лист, который мы тестировали более 168 раз (работает 100%).