Как снизить зависимость компании от собственника
- 3 626
- 14
- 0
- 28.12.2019
- И.Зимбицкий
- Мышление
Поделиться:
В начале 1990-х социологи провели исследование о деньгах и наследстве. Они выяснили: 20% людей, которые получили в наследство около $150 000, прекращают работать в течение 3 лет.
Этот феномен подтвердили и более свежие исследования.
В книге «Мой сосед миллионер» авторы Томас Дж. Стэнли и Уильям Д. Данко приводят цифры: дети, которые получили в наследство деньги, имеют состояние на 20% ниже, чем их сверстники, которые не получали наследства.
Получается, если вы оставите детям деньги, вы разрушите их жизнь.
В 2016 году я специально изучал тему компаний «мультипоколения». Это компании, которые передавались из поколения в поколение.
Лучшая книга на эту тему – основателя издательского дома Агора, миллиардера Билла Бонера «Family Fortunes: How to Build Family Wealth and Hold on to It for 100 Years». По-русски название звучит как «Семейное состояние: как создать семейное богатство и удерживать его в течение 100 лет».
Кроме того, я изучал, что насчет «наследственных» денег говорили Билл Гейтс, миллиардер Жан Пол Гетти, Олег Тиньков и Михаил Фридман. В итоге я убедился, что передавать бизнес детям – плохая идея.
А попутно пришел к выводу: полностью убрать зависимость компании от собственника очень трудно – практически невозможно. Об этом говорит и статистика: 98% компаний мультигенераций проваливаются.
Жан Пол Гетти – американский нефтяной магнат и промышленник, один из первых в истории долларовых миллиардеров. Он учредитель Музея Гетти, основатель компании Getty Oil Company. В 1957 году журнал Fortune назвал его самым богатым американцем.
Так вот Гетти говорит, что собственник должен сам управлять своим бизнесом.
Но не расстраивайтесь, есть и хорошие новости.
Снизить зависимость бизнеса от собственника не только можно, это обязательно нужно делать.
В июне 2019 года у меня случилась болезнь с тяжелыми симптомами. Два месяца я не мог работать, еще три месяца работал очень ограниченно.
В одном из моих бизнесов, компании FootyBall Ukraine, этот период прошел почти безболезненно. Я забирал дивиденды, и в компании не было кризиса управления. Но этот бизнес мало от меня зависит.
Другая ситуация – в GoldCoach. Он зависит от меня сильно, и здесь случился настоящий кризис. Мы потеряли двух ключевых людей. Операционка провалилась, а моральный дух в компании упал с 10 до 2.
Я сильно разочаровался. И обратился к моему бизнес-коучу Констанце с запросом: в чем причины кризиса, как составить план, чтобы такого не случалось в будущем.
Констанце – австрийский бизнес-коуч с 30-летним опытом. Ее обучал лично Тони Роббинс. Констанце донесла до меня важнейшую мысль: «Ресурсность команды зависит от ресурсности лидера».
Еще раз прочитайте фразу выше.
Согласитесь: это больно осознавать, но суровая правда лучше сладкой лжи.
Культовый бизнес-тренер, стратег и мотиватор Тони Роббинс на 4-дневном семинаре Unleash The Power Within говорил, что «90% успеха – это способность реализовывать. А способность реализовывать зависит на 80% от психологии и на 20% от механики».
По словам Роббинса, корень проблемы в том, что большинство людей не имеют нужной психологии и внутренней ресурсности, чтобы быть успешными в бизнесе.
Я знаю нескольких предпринимателей, которые наивно верят, что бесконечное количество инструкций и чек-листов выведут их из текучки бизнеса и сделают их реальными владельцами.
Я не спорю: чек-листы – это отлично, но ничто не заменит людей с психологией владельца бизнеса. Ничто не заменит ресурсной команды, которая верит в победу всем своим существом.
Но и это еще не все.
В 1956 году психолог Джой Пол Гилфорд ввел термины конвергентное мышление (convergent thinking) и дивергентное мышление (divergent thinking).
Конвергентное мышление – это тип мышления, которое фокусируется на линейном и систематическом подходе. Его цель – выработать единый, устоявшийся ответ на проблему. Такое мышление ориентировано на получение единственного «правильного» ответа на вопрос.
Конвергентное мышление подчеркивает точность и логику и фокусируется на распознавании знакомых, повторных применений методов и накоплении хранимой информации.
Дивергентное мышление – это мыслительный процесс или метод, используемый для генерирования творческих идей путем изучения множества возможных вариантов. Это похоже на веб-паутину.
Это хакерское мышление, где идеи находятся из взаимосвязи других идей.
Проблема в том, что наемные люди не только имеют низкую внутреннюю ресурсность и психологию наемного рабочего, но еще у них почти полностью отсутствует дивергентное мышление. Они полагаются только на конвергентное мышление.
Поясню, что это значит.
Любая нестандартная проблема мгновенно ставит их мозг в тупик. И они не придумают ничего лучше, чем кого-то обвинить.
Для бизнеса это значит, что ситуация, которая тормозит ваш бизнес и лишает вас денег, не изменится, пока не появится ресурсный человек и не направит силы на решение проблемы.
Решение этой задачи я нашел в привлечении себе в помощь сильных внешних менторов и экспертов.
Есть еще одна неожиданная причина, почему работает разница в мышлении. Дело в том, что дети не слушаются родителей.
Это странный парадокс: если я говорю что-то своим сотрудникам, они всегда относятся к этому со скептицизмом. Но если то же самое говорит человек извне, они верят.
Например: у нашего операционного директора есть сильный внешний ментор (внешние менторы есть также у руководителя отдела продаж, руководителя отдела маркетинга и других ключевых людей).
Операционный директор, как и 4 других ТОП-руководителя, должен отправлять мне свои БМП-планы (читайте о них в нашем посте) на неделю и каждый день присылать в Telegram краткие вопросы и ответы.
В таком формате я могу им помочь как ментор и вижу, какие вопросы они прорабатывают с внешними менторами.
Вместе с другими инструментами это отлично помогает создать бизнес, который меньше зависит от меня. Бизнес работает, даже когда я нахожусь на велокемпе в Испании, путешествую по США или просто беру неделю-две, чтобы подумать.
В ноябре 2019 года в Киев приезжал самый богатый человек Китая Джек Ма. Он много рассказывал о своих бизнес-секретах, но журналисты, как всегда, вырвали фразы из контекста.
Если вы не слышали его выступления, а только читали новости, могли увидеть такое: «Секрет моего успеха, что я работаю 6 дней в неделю с 9 до 9», а большинство предпринимателей идут «тупо еб***ить».
Но журналисты ничего не написали про то, что таких людей как Джек Ма окружают мудрые люди, умные наставники. Они непрерывно корректируют его стратегию, тщательно анализируют планы, которые реализовывает его компания.
Почему они об этом не пишут? Потому что мы не хотим слышать про сложную экосистему, в которой находится Джек Ма. Общество хочет слышать про героев, которые побеждают сами, без помощи других.
Джек Ма – сильнейший мыслитель, стратег, который имеет кристальную ясность: что он делает, зачем и какой самый короткий путь реализовать это. Он годами оттачивал свой ум книгами, опытом и общением с сильными людьми.
Джек Ма проводит много времени в размышлениях, составлении стратегических планов и создании мощного плана реализации. В его компании есть систематический и научный процесс отбора людей А-уровня и эффективно выстроена корпоративная культура.
Каждый элемент этой бизнес-модели тестируется и проверяется. А процесс стратегического мышления в компании существует на уровне неосознанной компетенции.
Есть множество вопросов, которые требуют десятков часов размышлений и тестов.
Например:
- Какую цену ставить на фронт-энд продукт?
- Какое УТП будет у продукта? (Ошибка здесь может привести к 5-кратному снижению конверсии и сделать бизнес нерентабельным)
- Какой метод продажи из 20 каналов будет оптимальным?
- Какой в компании научный процесс привлечения клиентов?
- Во сколько нам обходится привлечь одного клиента?
- Какой LTV клиента?
- Какая стратегия удержания клиентов?
- Как Вы будете создавать фанатов бренда?
Миллиардер Рэй Далио называет это «дизайн машины». Он говорит, что настоящие менеджеры и лидеры похожи на инженеров. Они тщательно дизайнят свою бизнес-машину.
Вопросов, которые требуют четкого ответа для создания эффективной бизнес-системы, очень много. Но за текучкой мы наивно полагаем, что ответы не так важны. На них можно ответить потом, либо эти вопросы – не твоя ответственность, а какого-то линейного сотрудника.
7 шагов к системному решению проблемы в бизнесе
1. Определите проблему
Пример: у вас есть некомпетентный сотрудник, который приносит убытки.
2. Переосмыслите это как системную проблему
Перейдите от поиска виновных («кто?») на поиск корневой причины («что?»).
3. Конкретизируйте проблему и поймите корневую причину
Задайте себе вопросы:
- Я четко определил работу и обязанности, прежде чем искать кандидата?
- Правильно ли я провел собеседование, чтобы оценить его навыки и убедиться, что он подходит?
- Проводили ли мы тщательную проверку данных, включая интервью с прошлыми работодателями?
- Был ли испытательный срок?
- Какие задачи были на испытательный срок у кандидата?
- Проводилось ли обучение? И если да, была ли аттестация?
- Когда появилась первая проблема, и была ли она надлежащим образом адресована?
4. Проясните реальную проблему
Например: «Корень проблемы в том, что у нас нет эффективной системы найма, и поэтому мы совершаем дорогостоящие ошибки».
5. Получите ясность, какой конечный результат вы хотите
Например: «Я хочу нанять отличного кандидата, который с соответствующим обучением легко выполнил бы или превзошел ожидания на этой должности, и внес бы значительный вклад в развитие и успех нашего стартапа».
6. Какую новую систему вы внедрите?
«Нам нужна прогнозируемая система рекрутинга, которая приводит кандидатов, способных создавать отличные результаты. Нам нужны системы ввода кандидата в работу, обучения и аттестации».
7. Определите проект и назначьте компетентного проджект-менеджера для внедрения решения
Такой процесс мышления может показаться сложным и непривычным. Но так кажется потому, что вы раньше мало общались с людьми, которые мыслят на системном уровне.
Для наших наставников-миллионеров в системе GPS от GoldCoach это привычный паттерн мышления.
Кроме внешних менторов, которые могут спасти вас от лет разочарований и помочь достичь результата в 10-100 раз быстрее, следующий инструмент для собственника – это стратегический совет.
Стратегический совет – это мозг компании.
Стратегический совет – это не проектная группа, которая собирается на ограниченное время под определенный проект. Совет – это постоянно действующая структура. Это ваш помощник в генерации идей и принятии самых важных решений в бизнесе (и обретении свободы).
Как сказал неизвестный, но мудрый человек: «Идеи рождаются не в головах, идеи рождаются между головами».
Выгоды стратегического совета:
- Вырабатывает победную стратегию (в маркетинге, продажах, обслуживании клиентов, кадрах, мотивации команды, создании продуктов и др.)
- Находит ответы на важные вопросы и вызовы, которые регулярно встают перед компанией
- Выравнивает информационное поле между ключевыми сотрудниками.
- Улучшает сотрудничество между ключевыми сотрудниками. Как следствие – между всеми подразделениями компании
- Максимально включает ресурс ключевых сотрудников. Мотивирует их на более активное участие в будущем компании
- Делает внедрение принятых компанией решений быстрым и эффективным – без сопротивления и саботажа
Известный бизнес-коуч Верне Харниш в своей книге Scaling Up (ее переводят как «Развитие бизнеса») пишет: «Создание победной стратегии в бизнесе – это не разовая акция, а регулярный процесс, с еженедельными итерациями и корректировками».
Многие предприниматели уделяют стратегическому мышлению и принятию решений всего пару часов в квартал. Но этого сильно недостаточно.
Одна из главных задач предпринимателя – создать и поддерживать процесс стратегического мышления и собирать стратегический совет каждую неделю, вне зависимости от количества текущих дел.
P.S. Каждая минута, инвестированная в планирование конкретных действий на день/неделю/месяц, может освободить вам часы времени на спорт, семью и стратегические задачи бизнеса.
Поэтому мы создали чек-лист «Формула идеального дня с Google Calendar» специально для тех, кто хочет спроектировать идеальный продуктивный день за 5-10 минут и достигать целей.
Это самый простой и мощный таск-менеджер из тех, что я знаю. Использовать его может даже 5-летний ребенок.
С ним вы можете планировать быстро и легко, чтобы успевать больше за меньшее время.
Забирайте подробную инструкцию, как это сделать — в чек-листе «Формула идеального дня с Google Calendar»