Как контролировать ключевые показатели бизнеса через «дашборд» в Excel
- 15 803
- 1
- 21
- 23.03.2019
- И.Зимбицкий
- Управление Проектами
Поделиться:
Представьте, что вы едете за рулем машины, у которой нет панели приборов. Вы не будете знать, с какой скоростью едете, сколько топлива осталось в баке. Не увидите предупреждение, что нужно проверить двигатель.
Что это будет за поездка? Почти как ехать вслепую.
Как приборная панель показывает состояние авто, так интерактивная панель управления бизнесом – дашборд – дает понимание того, что происходит в компании, за один взгляд.
Зачем вашему бизнесу дашборд?
Дашборд – это отобранная и визуально оформленная информация о состоянии дел в компании. Большие объемы переводятся в страницу с краткими результатами.
Дашборды возникли в ответ на запрос руководителей компаний. Они хотели видеть ключевые показатели эффективности, тренды, зависимости и другие метрики в понятном наглядном виде. А еще – сравнивать показатели, иметь возможность оперативно на них влиять. Важно, чтобы дашборд автоматически обновлялся при добавлении и изменении данных.
Еще одно ключевое преимущество дашбордов – экономия времени и сил команды. Правильно составленный дашборд делает всю тяжелую работу по составлению отчетов в режиме реального времени, автоматически собирает их из разных источников.
Каждый в бизнесе может видеть, что происходит, на что нужно срочно обратить внимание и откорректировать. Дашборды критически важны, когда нужно принимать решения на планерках и встречах. Они позволяют замечать и решать проблемы раньше, чем они превратятся в большие проблемы.
Три вида дашбордов
Дашборды делят на три вида: стратегические, аналитические и операционные.
Стратегические дашборды дают обзор состояния и возможностей бизнеса. Обычно их готовят к установленным срокам – раз в месяц, раз в квартал. Руководители и ТОПы компаний используют стратегические дашборды, чтобы определять, в правильном ли направлении развивается компания и что нужно исправить.
Аналитические дашборды используют на еженедельных планерках. Они показывают состояние дел в бизнесе: достигаются ли поставленные цели, насколько эффективно работают разные отделы и сотрудники.
Операционные дашборды дают информацию, которая меняется в режиме реального времени и может потребовать немедленного внимания. Например, сколько продаж сделали менеджеры по новому скрипту – нужно ли его изменить .
Вы можете взять ситуацию в бизнесе под контроль, если будете систематически использовать три описанных вида дашбордов.
Кейс Wallmart
Пример того, как дашборды помогли опередить конкурентов, показала Walmart – американская компания, управляющая крупнейшей в мире сетью оптовой и розничной торговли.
В начале 1990-х ритейлеры-гиганты из США, такие как Sears и Kmart, рассчитывали объем ежедневных транзакций по магазинам. Региональный центр подсчитывал результаты для нескольких магазинов. После этого менеджер в главном офисе анализировал общее количество региональных узлов, чтобы определить, сколько коробок Pampers нужно заказать для следующей крупной покупки.
Этот процесс занимал недели.
Walmart разбил эту модель на части и сделал революцию в розничной торговле. Компания запустила свой геостационарный спутник и в реальном времени отслеживала перемещения товаров и поставок. Это позволило мгновенно отслеживать товарные запасы в любом магазине.
Получаемая онлайн бизнес-информация дала 10X преимущество Walmart. Компания смогла быстро принимать важные решения и побеждать конкурентов, опережая другие сети на 15% – огромная разница в розничной торговле.
Сегодня уже не нужно запускать собственный спутник. Благодаря интернету легко создать эффективную панель мониторинга в режиме реального времени.
OKR – эволюция KPI, и как вам их использовать
Раньше традиционно эффективность компании измерялась с помощью ключевых показателей эффективности (KPI). В дашборд включали статистику: трафик, продажи, количество лидов.
10X компании выходят за рамки этого и отслеживают также показатели реальной стоимости, такие как повторное использование ресурсов, процент удержания клиентов, процент монетизации и индекс потребительской лояльности NPS.
Эти показатели называют OKR – оценка ключевых результатов.
OKR изобрел генеральный директор Intel Энди Гроув. Этот показатель позволяет открыто отслеживать цели и результаты отдельных сотрудников, команд и компаний.
Гроув представил OKR как ответы на два простых вопроса:
- Чего я хочу достичь? (Цели)
- Как я узнаю, что достиг этого? (Ключевые результаты для обеспечения прогресса)
Дашборды с отслеживанием KPI и OKR становятся нормой для 10X успешных компаний. Например, для Google.
Что измерять в дашборде
Набор KPI зависит от вашей бизнес-ниши. Но есть стандартные наборы ключевых показателей для финансовой, логистической, производственной, HR и маркетинговой сфер. Главное — отслеживайте те данные, которые будете использовать для принятия решений.
Как сделать дашборд в Excel
На рынке есть множество платформ и сервисов для создания дашбордов. Но почти все они сложные и дорогие: купить лицензию, настроить, обучить менеджеров, платить за использование.
Мы предлагаем не усложнять и использовать программу Microsoft Excel – она входит в стандартный пакет Microsoft Office вместе с Word’ом. Интерфейс программы привычен для пользователей.
В Excel есть все, что нужно:
- Подключение к внешним источникам
- Формулы для расчетов
- Сводные таблицы
- Диаграммы
Начинать создавать дашборд нужно с эскиза и макета. Взять лист бумаги, ручку и нарисовать, что вы хотите увидеть в отчете, как данные будут размещаться. Уже после этого можно переходить к созданию дашборда в Excel.
Примеры дашбордов
FootyBall
В Дашборде компании в режиме реального времени можно отследить, как идут бизнес-процессы в разных школах по Киеву.
Графики разбиты по школам. Отдельно – менеджеры, их продажи. Если менеджер перевыполнил план больше чем на 6% – он получает бонус. Кто не выполняет план продаж – его графа заливается красным, кто выполняет – зеленым.
Динамика по менеджерам, общий отчет по продажам
Отчет Count – сколько людей купило по какой программе.
Для каждой школы дашборд – это рабочий инструмент управляющего.
Менеджер продал – внес данные, какой продукт он продал, сколько денег получил. Директор вносит данные в Excel – доходы и расходы, наличные и безналичные. Весь цикл. Данные экспортируются в таблицу.
У каждой школы есть свой реестр платежей – сюда вносятся расходные операции. Они согласовываются. Любой менеджер может внести операцию на утверждение. Когда происходит утверждение, появляется дата и время.
Школа не может потратить больше определенной суммы – заложен резерв.
В таблице есть отчет по менеджерам. Мы можем взять конкретного менеджера, посмотреть, кто его клиенты, что и когда он продал.
Есть отчет через продукт: например, кто продал среди школ «Арену профи».
Фиксируется, когда и какие касания были с клиентами. Сколько клиент принес денег.
Графики – что принесло больше всего денег. Отдельно менеджеры анализируют, что продается хорошо, а что плохо: какие товары и услуги.
Отчет Weak – какая школа и сколько продала на каждой неделе. Динамика по ним.
План-факт. Синяя линия – план по продажам, красная – как продают в реальности. Дашборд показывает, на сколько план выполнили на текущую секунду.
Линия тренда: по ней видно, компания идет вверх или вниз.
Какой средний чек по продажам. Средний чек по продуктам. Кто лучше закрывает по продукту.
Отдельный блок – Финансы. Менеджеры могут смотреть отчет по продажам, но они не должны видеть финансового состояния компании – это только для топов.
Еще графики – Cash-Flow и Динамика по прибыли.
В планах в FootyBall – добавить графу «канал привлечения»: откуда приходят люди. Это информация для принятия решения, в какой канал продвижения инвестировать.
GoldCoach
Дашборд в нашей компании – это документ в Excel, в котором собрана информация о текущих проектах, продуктах, графике продаж в компании.
Каждая отдельная глава – отчет о конкретном направлении бизнеса.
Статистика менеджеров
- Количество менеджеров и стажеров
- Количество дозвонов за неделю
- Касса
- Количество коучей
Статистика по видео GoldCoach и Ивана Зимбицкого
Мы фиксируем количество просмотров, лайков, комментариев и репостов. Считаем коэффициент распространения, реакции на видео, вовлечение в комментарии. Также мы отслеживаем динамику по этим цифрам.
Присутствие в интернете: Популярность компании, контент
В контентной части сайта мы отслеживаем количество просмотров, среднюю продолжительность просмотров, показатель отказов.
База подписчиков и клиентов
Размер базы фиксируется и обновляется каждую неделю.
В виде графиков мы следим за показателями: База вся/активные, база single/double, точки очистки после реактивации.
Социальные сети
Мы ведем учет паблика Ивана Зимбицкого в Фейсбуке, Паблика GoldCoach в Фейсбуке, личной страницы Ивана Зимбицкого в Фейсбуке, страниц Ивана и GoldCoach Вконтакте, Instagram-страниц Ивана и компании, каналов в Youtube и Телеграме, странице в Твиттере.
Процент людей в чатах
Сколько людей в чатах наших программ: Электронный мозг, Мультипликатор, Экстремальный старт, Действия 10X.
Количество участников в программах СБР, МПК и GPS Light
Данные и динамика обновляются каждую неделю.
Отчеты по нашим программам: Действия 10X, Термостат, Электронный мозг – Evernote, Экстремальный старт – План Б
P.S. Смотреть на цифры — это одно из действий «Чек-листа миллионера», которые твердо дают 10Х результаты каждый месяц, квартал и год.
За 7 лет я и моя команда проверили множество действий на 19 004 бизнесах, а затем вывели только 12 самых мощных ежедневных действий.
Это настоящее ракетное топливо для любого уровня бизнеса в любой нише.
Именно эти 12 действий я собрал в своем чек-листе.
Скачайте его сейчас бесплатно и начните выполнять эти простые действия каждый день в течение 60 минут, чтобы сделать прорыв в бизнесе в следующие 45-67 дней: Забрать чек-лист бесплатно тут