Как выйти из кризиса – кейс от Джека Стэка: на чем держать фокус и где находить помощь
- 2 467
- 3
- 5
- 11.04.2020
- И.Зимбицкий
- План/Стратегия
Поделиться:
Пандемия коронавируса и экономический кризис жестоко ударили по бизнесу во всех странах мира. Например, в США в конце марта за пособием по безработице впервые обратились 6,65 миллиона человек – это абсолютный рекорд за всю историю.
Для сравнения, еще в середине марта было около 3,5 миллионов.
Сенат США выделил 2,2 триллиона долларов на поддержку экономики страны, но этого может оказаться мало. Под угрозой закрытия – десятки тысяч бизнесов.
И это общемировая проблема.
В сегодняшнем посте мы публикуем практические рекомендации Джека Стэка на примере реального кейса, как предпринимателю избежать паники и сохранить бизнес.
У Джека есть своя история успеха. В начале 1980-х он возглавил Springfield Remanufacturing Corporation – компанию по производству автомобильных двигателей. Тогда компания была на грани банкротства, но Стэк добился роста выручки в несколько раз и увеличения стоимости акций компании с 10 центов до 18 долларов за акцию на начало 1992-го года.
Сейчас он регулярно выступает с лекциями по менеджменту и антикризисному управлению. Важно, что его советы универсальны и полезны предпринимателям в любой стране.
Стэк рассказывает, что в середине марта 2020 года ему позвонила Молли, владелица двух розничных магазинов. Как и у многих небольших магазинчиков, за последний месяц у нее резко упали продажи.
Дела шли все хуже. Из-за карантина государство заставило закрыться розничным магазинам, как у Молли, а также ресторанам, кафе и другим «не стратегически важным» компаниям.
Молли была в шоке. Она хотела сохранить команду сотрудников и продолжать давать ценность клиентам. Но девушка боялась, что не сможет:
- продолжать оплачивать аренду
- выплачивать кредит банку
- платить сотрудникам
Больше всего она переживала из-за команды. У нее было 12 сотрудников, с некоторыми она работала уже много лет.
Не паникуйте: 6 антикризисных вопросов
Молли понимала: если закрыть оба магазина, придется уволить всю команду. И даже если они получат пособие по безработице, этого не хватит, чтобы прокормить семьи.
Стэк подчеркивает, что Молли была буквально парализована: у нее было слишком много мыслей и страхов. Она никак не могла решить, что ей делать в первую очередь.
Но вместо того чтобы думать обо всем сразу, ей нужно было держать фокус на чем-то одном.
Сегодня в мире – миллионы таких предпринимателей, как Молли. Для некоторых из них это первый экономический кризис. Они не знают, чего ждать и что делать.
Молли рассказала Стэку, что хотела взять еще кредит, чтобы рассчитаться по всем обязательствам.
Он посоветовал не спешить и начал задавать ей вопросы.
Первый вопрос: сколько она платит своим сотрудникам в месяц?
Около 9 000 долларов. Нужно 18 000, чтобы заплатить команде за следующие два месяца работы.
Второй вопрос: сколько осталось на банковском счете?
Около 9 000 – на один месяц заработной платы. «Это хорошее начало» — подбодрил Стэк.
Третий вопрос: сколько стоит инвентарь? То, что компания Молли использует в работе.
Девушка оценила его примерно в 100 000.
Четвертый вопрос: что из оборудования можно продать, чтобы получить деньги и передышку на поиск других источников дохода.
Стэк сказал, что Молли и ее команда должны проявить креативность и найти новые способы продвижения и продажи своих товаров онлайн.
Пятый вопрос: если магазины придется закрыть на время карантина, где она будет хранить товар?
Молли ответила, что перенесет все к себе в подвал дома в и гараж.
Шестой вопрос: если люди будет покупать онлайн, как доставлять им товар?
Молли решила, что продавцам магазина придется превратиться в курьеров-доставщиков.
Это был первичный план действий.
Будьте честны с командой и кредиторами
Стэк сказал Молли, что если позвонит кто-то из ее кредиторов – арендодатель или банк, – она должна вежливо сказать им, что сейчас ничего не может заплатить. Ее магазин закрыт, бизнес остановился.
«А если они увидят, что вы запускаете рекламные акции и пытаетесь продать товар онлайн, скажите им: я делаю все возможное, чтобы заработать деньги. Но наш магазин закрыт и мы не можем сейчас заплатить», – дал совет Стэк.
Джек говорит, что пережил четыре экономических кризиса и усвоил урок: не нужно стесняться говорить, что вы не можете заплатить. Наберитесь смелости и честно скажите.
И не бойтесь кредиторов – тех, кому вы должны деньги.
Держите фокус на главном
Главным для Молли было сохранить команду. Чтобы это сделать, нужно было найти деньги. Это ее фокус. Возможные решения: продать часть инвентаря, временно не выплачивать долги.
Через несколько дней Стэк позвонил Молли, чтобы узнать, как у нее дела. Она была более расслаблена, у нее появилось ощущение контроля над ситуацией.
Девушка сказала, что лучше себя чувствует, стала лучше спать.
У нее появилась краткосрочная цель: продать часть инвентаря, и паника исчезла.
Будьте смелыми и поделитесь с другими своей историей
Молли рассказала, что ее сотрудники собирались вместе и придумали несколько креативных способов, как донести информацию до клиентов.
Например, записали видео, в котором честно объяснили, что происходит с магазинами компании.
Это видео показали по местным телеканалам. Компания Молли показала себя уязвимой, попросила помощи у клиентов – и клиенты помогли!
Пошли заказы, появилась прибыль.
Стэк говорит, что кейс Молли задел его за живое. Эта история показывает, насколько важно быть честным и открытым с людьми: особенно с клиентами и особенно в трудные времена.
«Люди позитивны и добры, когда вы достаточно смелы, чтобы проявить свою уязвимость. Я думаю, что слишком часто мы беспокоимся о возможных 5% критиков, чем думаем о 95% людей, которые придут и помогут нам», – отмечает Стэк.
Теперь Молли могла не беспокоиться из-за того, что может потерять команду. Можно было переключаться на другой фокус.
Начинайте планировать будущее
Стэк посоветовал Молли копить деньги до того момента, когда наберется сумма минимум на три месяца зарплаты для команды. И только после этого звонить кредиторам и просить их пересмотреть договоры, пытаться получить более выгодные условия.
Казалось бы, зачем кредиторам соглашаться на это? Ответ все тот же: кризис.
Сейчас сотни тысяч предпринимателей не смогут платить по кредитам, и кредиторам лучше получить пусть меньшую сумму, но все же не остаться ни с чем.
Стэк рекомендует платить в первую очередь тем, кто пошел вам навстречу. Например, разрешил не платить за аренду на время карантина. Цените таких партнеров.
Изучите варианты помощи от государства. И не только
В США федеральное правительство и правительства штатов разработали варианты помощи бизнесу. А что предлагают власти в вашей стране?
Что вы можете использовать:
- Налоговые каникулы
- Программы поддержки малого бизнеса
Изучите этот вопрос.
И подумайте: какие еще ресурсы вы можете использовать, чтобы сохранить и укрепить бизнес?
Выйдите из кризиса сильнее, чем были раньше
Стэк призывает: если вы окажетесь в таком положении, как Молли, помните, что это не ваша вина.
Не нужно стесняться или стыдиться этого. Кризис – это время признать проблемы и принять срочные меры. А потом составить план, как продвинуть бизнес вперед.
Если вы сможете это сделать, выйдете из кризиса сильнее, чем раньше. И будете готовы воспользоваться новым ростом экономики, который неизбежно наступит.
P.S. Договориться с кредиторами об отсрочке обязательных счетов — это лишь одна из возможностей, которая может сохранить бизнес в кризис.
И таких возможностей очень много. Важно их просто замечать.
И сейчас перед вами чек-лист для выявления и устранения 103 убеждений, которые мешают видеть эти возможности повсюду.
Заберите его сейчас и уберите главные внутренние препятствия к новым возможностям ⇒ Забрать чек-лист