Цепочка создания ценности: Инструмент №1 как наладить коммуникацию в команде, чтобы не терять клиентов
- 3 907
- 7
- 14
- 22.02.2020
- И.Зимбицкий
- План/Стратегия
Поделиться:
Результаты вашего бизнеса зависят от того, какую ценность вы создаете для клиентов.
Вы как предприниматель должны постоянно держать фокус на увеличении ценности своих товаров и услуг. Но также критически важно, чтобы ваша команда понимала вас и делала то же самое: создавала для клиентов максимум ценности.
В сегодняшнем посте мы расскажем, как создать и наладить внутри компании цепочку создания ценности, которая поможет вам завоевать и системно увеличивать аудиторию довольных и лояльных клиентов.
Зачем вашей компании цепочка создания ценности
Цепочка создания ценности (ЦПЦ) для клиентов – это передача добавленной ценности. Передача информации по цепочке людей. Ее еще называют цепочкой коммуникации.
Законы природы говорят, что ничто не исчезает просто так. Энергия сохраняется и передается. Но при каждой передаче энергия может или уменьшаться, или увеличиваться.
В цепочке создания ценности работает тот же закон. Ценности может стать или больше, или меньше.
Приведу пример. Вы пообщались с человеком и пошли дальше. Как он чувствует себя после встречи с вами?
Хуже или лучше? Бывает, поговоришь с человеком и наполняешься энергией, а иногда только поздоровался – и уже как выжатый лимон.
Это цепочка ценности в отношениях.
В бизнесе цепочка ценности – это повторяемая система для получения предсказуемых результатов в рамках вашей компании.
Если каждый член цепочки повышает ценность на каждом этапе, то результаты растут и становятся выдающимися.
Единственная вещь, за которую вам платят клиенты в бизнесе – это результат. Не за попытки, не за работу, а за результат. Чем бы вы ни занимались, вы закрываете желания и потребности клиентов.
Бизнес делает это через создание цепочки ценностей.
Представьте, как пакет сока попадает к вам в холодильник. Кто-то вырастил яблоки, собрал их, привез на склад, обработал, выжал, запаковал сок, привез в магазин, продал.
На каждом этапе член цепочки должен качественно сделать свою работу, чтобы получился предсказуемый результат – вы пришли в магазин и купили сок.
Задание. Пропишите, какие цепочки создания ценностей есть в вашей компании. Выше мы разобрали историю с соком, используйте ее для примера.
Сначала можете прописать цепочки схематично, а потом вместе с командой на стратегической сессии проработать их подробно.
Каждое звено внутри цепочки – это человек.
3 ключевые ответственности каждого звена цепочки
- Эффективно принимать то, что ему поставляют
- Добавлять существенную ценность на своем этапе
- Эффективно и вовремя доставлять, передавать и подтверждать информацию
Только если выполняются все 3, можно говорить о добавлении ценности.
Что мы можем получать и доставлять в цепочках ценности:
- информацию, проблемы, возможности
- запросы
- эмоции
- потребности
- материалы
- решения/сроки
Как вы думаете, сколько поломок в цепочке приводит к разрушению всей цепи? Достаточно одной.
Для примера возьмем авиакатастрофу. В переговорах диспетчеров с пилотами иногда хватает одного недопонятого сообщения, чтобы самолет упал.
В бизнесе проблемы тоже часто возникают из-за трудностей в общении:
- Вы не разговариваете с клиентами?
- Не собираете обратную связь?
- Не знаете, чего именно хотят клиенты?
Это ведет к краху.
У предпринимателей, которые не общаются со своими клиентами, всегда низкие продажи. Такие предприниматели боятся идти к клиентам, говорить с ними, задавать открытые вопросы, получить обратную связь.
А все это – звенья цепочки создания ценности.
Что ломает цепочку ценностей внутри команды
1. Недостаток ясности: по результатам, срокам, даваемой ценности
Сотрудник не понимает, что именно или зачем ему нужно сделать.
2. Сложение с себя ответственности до достижения результата
Сотрудник считает, что это чья-то, а не его, ответственность.
3. Предположение вместо проверки
Сотрудник решает, что не обязательно проверять критические элементы и ключевые факторы. Или ему неловко, неудобно кого-то перепроверять. Сотрудник забывает, что проверка – не равно недоверие людям.
4. Передача полномочий вместо применения рычагов
Сотрудник не знает, что передача полномочий разрушает, а применение рычагов созидает. Например, вы делегировали кому-то задачу, но у вас есть четкие точки контроля. Так вы оставляете ответственность за конечный результат себе.
5. Мышление человека – одной из ступеней цепочки
Мировосприятие или токсичные убеждения сотрудника не дают достигать результатов: сотрудник обвиняет других, систему или заказчика.
Правила обращения сотрудника с информацией: что делать и чего НЕ делать
1. Принять и действовать
Например, вы пишете команде, на чем держать фокус на этой неделе. Просите ответить в чат, что они поняли и приняли. Написали? Только после этого пусть идут выполнять.
2. Запросить прояснение
Если члены команды чего-то не поняли, не должны стесняться переспросить или уточнить.
3. Передоговориться
Например, если завтра он занят другими задачами, не сможет сделать еще одну. И обещает сделать послезавтра.
4. Отклонить
Если сотрудник полностью загружен, у него нет ресурсов выполнить новую задачу.
5. Проигнорировать
Этот вариант – худший. Первые 4 пункта поддерживают цепочку ценностей, а этот разрушает – еще на этапе передачи информации. Члены вашей команды должны знать, что лучше сказать «нет», чем проигнорировать.
Секрет успешной работы команды – постоянно прояснять и подтверждать информацию
Есть еще один секрет: мастерство управления – это управление обещаниями. Либо сделал, как пообещал, либо передоговорился. Так у вас в компании не будет подвисаний.
Как предпринимателю эффективно принимать информацию от команды
Вам как руководителю нужно активно слушать и слышать команду. Но слышать не только слова, и воспринимать информацию на разных уровнях:
- эмоции
- потребности
- сроки
Если вы не слушаете активно, расслабились, точно упустите что-то важное. И цепочка ломается – включается испорченный телефон.
ТОП-4 ошибки, которые ломают цепочки создания ценности для клиентов
1. Игнорировать запросы клиентов
Например, когда клиенты пишут, а письма уходят в никуда. Вы их или игнорируете, или не отвечаете, или отвечаете уже месяц.
2. Делать допущения, а не собирать обратную связь
Это ситуация, когда вы додумываете за своего клиента, чего он хочет. Или думаете, что он что-то знает, когда это не так. Это не работает. Важно задать вопрос, сделать реальный оффер и получить обратную связь.
РОП GoldCoach Богдан Куринный рассказывал: он работал в компании по доставке воды, возили воду в офисы. Опросили клиентов, и выяснилось, что они хотят получать воду по подписке. Чтобы один раз подписались, и все – больше не нужно заказывать каждую неделю.
Когда они внедрили эту фишку, оборот компании увеличился в разы.
На мозговых штурмах в компании до этого не доходили, зато сработала обратная связь.
3. Не добавлять ценности на своем этапе
Например, вы отправили макет дизайнеру на доработку. Он посмотрел, ничего не исправил и передал дальше. В печать пошла корявая, с ошибками, версия. Дизайнер не добавил ценности и подставил всю команду.
4. Срывать дедлайны
Клиент может отказаться сотрудничать с вами, потому что вы сорвали сроки.
Как эффективно передать информацию: передать корректно, в полном объеме и вовремя. А после этого уточнить и проверить, что следующее звено в цепочке понимает, какую ценность оно должно добавить.
Что делать, если вы поняли, что в цепочке появился разрыв
1. Выясните, в чем проблема
2. Соберите стратегический совет для поиска решения
3. Найдите решение и внедрите его
4. Внесите системное изменение – «капитальный ремонт» вместо одноразового решения. Определите, что нужно поменять в цепочке, чтобы больше этого разрыва не было
5. Если нужно, создайте новую цепочку ценностей. Помните, кто ваш идеальный клиент и ориентируйтесь на него при создании цепочки
Расскажу пример из нашего опыта. Сейчас вся команда GoldCoach обучается у Тони Роббинса.
У нас было задание сделать аналитику по своей цепочке передачи ценностей. Определить, где есть разрывы.
Мы это сделали. В наших мини-командах собрали информацию, что, по их мнению, разрывает цепочку. Обнаружили, например, что некоторые коучи не вовремя вносят данные в CRM. Из-за этого неправильно считается статистика всего отдела, что влияет на данные аналитики всей компании.
Когда вы поймете свои цепочки ценности в компании, а потом научитесь находить разрывы и исправлять их, тогда вы создадите бизнес-спецназ из своей команды.
У вас получится бизнес-команда мечты, в которой сотрудники:
- думают, анализируют, привержены
- отвечают за общий результат
- не делают предположений, а уточняют
- доверяют, но перепроверяют
- применяют рычаги, а не отдают полномочия
- благодарны и щедры
- готовы получать и оказывать помощь, если нужно
- хорошо обучаемы
P.S. Чтобы внедрять новые бизнес-идеи и инновации и получать крутые результаты, нужно быть в ресурсном состоянии.
От того, как вы проводите утро, зависит ваша ресурсность до самого вечера.
И сейчас вы в шаге от того, чтобы получить простую систему утренних ритуалов, которые помогут «разогнаться» с самого утра и совершать прибыльные действия весь день.
Скачайте чек-лист «Утренние Ритуалы» бесплатно сейчас, начните его использовать — и вы удивитесь, насколько больше достигнете, начиная каждое утро с этих ритуалов.