7 триггеров кризиса от Тони Роббинса: Как уберечь бизнес в условиях постоянных изменений рынка
- 3 119
- 38
- 118
- 07.09.2019
- И.Зимбицкий
- План/Стратегия
Поделиться:
Согласно исследованию Школы бизнеса Вашингтонского университета, 40% компаний из сегодняшнего списка Fortune 500 перестанут существовать через 10 лет.
По данным агентства Bloomberg, 80% новых предпринимателей в США закрывают свой бизнес в течение 18 месяцев.
Федеральная служба государственной статистики России приводит свои цифры. По данным за 2015-2018 год:
- 90% компаний и ИП (индивидуальные предприниматели) закрываются
- В Google – 60 000+ запросов в месяц по ключевым словам «как закрыть ИП»
- 30 000 ИП закрываются каждый месяц
Аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza сообщает, что в 2019 году в России открылись 290 тысяч компаний, а закрылись – больше 600 тысяч.
Консалтинговая компания по стратегии развития Innosight исследовала список S&P 500 (в него входят 500 акционерных компаний США с наибольшей капитализацией).
По данным Innosight:
- В 1965 году срок пребывания компаний в списке S&P 500 составлял 33 года. К 1990 он составлял 20 лет. По прогнозам, к 2026 году компании будут «жить» в нем уже 14 лет
- К 2026 году в списке S&P 500 сменятся 50% компаний
C 2009 года многие известные компании вылетели из списка S&P 500: Eastman Kodak, National Semiconductor, Sprint, US Steel, Dell и New York Times. Их место заняли Facebook, PayPal, Level 3 Communications, Under Armour, Seagate Technology и Netflix.
В отчете Innosight говорится, что также в список могут войти Uber, Airbnb, Dropbox, Spotify и Snapchat, Tesla Motors.
Новыми лидерами становятся те, кто вовремя увидел новую нишу и предложил простое, понятное и выгодное решение рынку.
В июне 2019 года я прошел 5-дневный семинар «Business Mastery» Тони Роббинса в Амстердаме. Оттуда я вынес массу инструментов и инсайтов для прокачки бизнеса.
Один из инсайтов – какие кризисы могут уничтожить твой бизнес. Роббинс назвал и описал 7 триггеров.
Приведем примеры, как эти изменения убили титанов мирового бизнеса – компании с сотнями миллионов долларов оборота.
Кейс: Кризис из-за изменения в культуре: Memorex
В 1960-70 годах компания Memorex была монополистом рынка гибких магнитных дисков. В начале 1970-х инженеры Memorex одними из первых разработали 8-дюймовые диски, которые дальше стали использовать в мини-компьютерах.
Но технический прогресс понесся дальше. Вместо 8-дюймовых дисков на рынке появились 5,25-дюймовые дискеты. Руководство Memorex опоздало с переходом к новому формату.
Лидеры компании не увидели потенциала текстовых процессоров (машин для набора текстов) и первых PC – персональных компьютеров. Memorex не заметила, как Билл Гейтс и Стив Джобс меняют мир своими компьютерами.
В культуру компании не заложили использование инноваций. Руководство посчитало, что если они один раз угадали с ключевым продуктом, лучше ничего не менять и делать как раньше.
Memorex продолжала штамповать устаревшие носители, которые уже были не нужны рынку. В итоге в начале 1980-х владельцы продали компанию, а окончательно закрыли ее в 1996 году.
Кейс: Банкротство из-за изменения в экономике: Lehman Brothers
Инвестиционный банк Lehman Brothers начал работать в 1850 году. Банк был четвертым по величине на рынке США. В штате работали 26 тысяч человек.
У банка были региональные штаб-квартиры в Лондоне и Токио, офисы во многих странах мира. В 2006 году активы составляли $503,5 млрд.
Брокеры Lehman Brothers выпускали небиржевые срочные договоры и предлагали всем желающим купить будущие проценты по ипотечным облигациям.
Брокеры выпустили миллионы таких контрактов и начали продавать будущие проценты по ипотечным ценным бумагам, которых у них реально не было.
Пока с ипотечным рынком все было нормально, схема работала. Но когда во время масштабного экономического кризиса в 2008 году рынок начал сдуваться, владельцы контрактов предъявили свои требования, оказалось, что у Lehman Brothers нет ни денег, ни бумаг.
В 2008 году фирма объявила о банкротстве. Оно сильно ударило по экономике США. Правительство даже выпустило ряд законов по кейсу Lehman Brothers.
Кейс: Закрытие из-за изменения в конкуренции: Pan American Airways
Pan American Airways в XX веке была национальным авиаперевозчиком США. Основанная в 1927 году, авиакомпания не боялась внедрять инновации, использовала реактивные самолеты и компьютеризированные системы бронирования.
Но с 1978 года начались большие проблемы. В силу вступил закон о дерегулировании воздушных перевозок в США. Правила рынка менялись, а Pan American не могла им соответствовать.
В 1988 году авиалайнер Boeing 747, летевший из Лондона в Нью-Йорк, взорвался из-за бомбы в носовой части самолета. Погибли 270 человек. Это сильно ударило по компании и сказалось на бронировании билетов.
В 1991 году война в Персидском заливе привела к росту цен на нефть и авиатопливо. Подорожавшее топливо вынудило поднять цены на билеты. Клиентов стало меньше, а долгов больше.
В это время конкуренты компании, другие авиаперевозчики, пробовали повышать лояльность клиентов: бонусные мили, скидки, карты постоянных клиентов, повышение комфорта в полете.
Pan American Airways конкурировать не смогла и закрылась в том же 1991 году.
Кейс: Кризис из-за неспособности гнаться за новыми технологиями: Kodak
Kodak первой в мире начала выпускать фотокамеры – в 1975 году. Но основным направлением бизнеса стала проявка фотографий – компания занимала около 80% рынка.
В 2000 году продажи пленки давали 72% доходов Kodak. Но все изменилось с переходом на цифру.
Компания не смогла быстро измениться – слишком поздно начала серийное производство цифровых устройств.
В 2009 году прекратилось производство фирменной фотопленки Kodachrome, благодаря которой компания и стала гигантом. В 2010 году мировая потребность в фотопленке упала более чем в 10 раз по сравнению с 2000 годом.
В январе 2012 года сумма долгов компании достигла $7 млрд. Пленка и постобработка исчезли, и в 2012 году Kodak разорилась – через 131 год после создания.
Кейс: Банкротство из-за изменений в жизни клиентов: Polaroid
Еще одна жертва трансформации рынка фотографии – компания Polaroid. Она прославилась камерами, которые сразу после съемки выдавали готовый снимок. Не нужно было покупать пленку, отдавать фото в проявку и т.д.
Первые такие аппараты появились вскоре после Второй мировой войны, но взорвать рынок Polaroid удалось в 1970-80-х годах.
В то же время у технологии был большой минус: нельзя было просмотреть снимок, удачный он получился или нет. Камера печатала сразу.
А уже к середине 1990-х в жизнь клиентов Polaroid вошла цифровая фотография. Стало можно просматривать фото, удалять неудачные и не тратиться на покупку «кассет» для камер Polaroid.
Компания не подготовилась к переменам и в 2001 году начала процедуру технического банкротства. Основную часть активов компании распродали.
Кейс: Потеря бизнеса из-за изменений в жизни владельца компании: сеть ресторанов Джейми Оливера
В 2012 году британская газета Independent написала большую статью о «короле вкусной и здоровой пищи», легендарном шеф-поваре и телеведущем Джейми Оливере. Тогда его состояние оценили в 150 миллионов фунтов. 110 из них приходились на сеть Jamie’s Italian – 44 ресторана.
Но сейчас Оливер теряет свой бизнес. Весной 2019 года он ввел внешнее управление в сети из 25 ресторанов в Великобритании.
Джейми пришлось вложить в бизнес $16 миллионов, чтобы спасти его от банкротства. Но это не спасло: почти все рестораны закрылись. В них работали 1300+ человек.
По состоянию на май 2019 года долги ресторанной группы Оливера выросли до $87 миллионов.
Эксперты рынка считают, что Джейми сам вырыл себе яму. Перестал отслеживать качество в каждом заведении – потерял интерес к этому направлению бизнеса.
Стало появляться слишком много ресторанов под его именем. Семь лет назад оно служило знаком качества, а теперь превратилось в печать ширпотреба.
Кейс: Банкротство из-за жадности сотрудников: Enron Corp.
До 2001 года Enron Corp. была крупнейшей энергетической компанией Америки, №7 по капитализации среди всех бизнесов в США.
Это был системообразующий энергетический бизнес страны. Акции компании входили в обязательный портфель всех пенсионных и крупнейших фондов взаимных инвестиций страны.
В 2000 году выручка составила 111 миллиардов долларов. Enron создала целый рынок торговли, в том числе онлайн-торговли, природным газом и электроэнергией. Компанию называли самой инновационной.
Но уже осенью 2001 года Enron превратилась в «компанию, которая разорила половину пенсионных фондов США».
16 октября 2001 года руководство опубликовало финансовую отчетность, в результате которой капитализация компании упала на 60 миллиардов.
Компания рухнула из-за мошенничества. Три топ-менеджера проводили финансовые операции и выводили деньги в офшоры. Только по одному юридическому адресу на Каймановых островах глава финансовой службы Эндрю Фастоу зарегистрировал 692 компании и лично ими управлял.
На пике акции Enron стоили $90,75, а после объявление о банкротстве в 2001 году упали до $0,67. На улице оказались 22 тысячи сотрудников компании.
Компания начинала работать как мощный бизнес с кристально чистой репутацией, но топ-менеджмент не смог справиться с искушением большими деньгами.
9 причин, почему разоряется малый бизнес
Проигрывают компании, лидеры и руководство которых:
1. Выбрали не ту нишу
Занимаются бесперспективным направлением, конкурируют с огромными корпорациями.
2. Безграмотно руководят
Не хватает навыков, опыта, не умеют планировать. Набрали слабую команду, работают с токсичными партнерами.
3. Не отслеживают цифры
Не знают ключевых показателей бизнеса, не используют дашборды. Подробнее читайте в нашем посте.
4. Не внедряют инновации
Если человек не умеет быстро и адекватно реагировать на изменения, он не сможет управлять бизнесом.
5. Развивают компанию слишком быстро
Если компания не готова к очень быстрому развитию, оно может убить бизнес.
6. Не контролируют деньги
Невозможно эффективно управлять компанией, не зная точных бухгалтерских данных.
7. Не закладывают в бюджет деньги на непредвиденные расходы
Может уйти ключевой клиент, конкуренты могут подать в суд, а проверяющие органы наложить крупный штраф.
8. Зависят от посредников
Когда весь бизнес завязан, например, только на одного поставщика – это ставит компанию в слабую позицию. Выпадет поставщик – развалится бизнес.
9. Терпят слишком высокие эксплуатационные расходы
Ради понтов арендуют крутой офис, платят неоправданно высокую зарплату средним работникам и устраивают публичные мероприятия. Итог – компания разоряется.
Чтобы не стать очередным примером «умершего» бизнеса, фокусируйтесь на 5 направлениях работы компании.
Постоянно отслеживайте ситуацию и внедряйте инновации в:
- Вашей бизнес-модели
- Потребностях клиентов
- Показателях производительности
- Положении в нише
- Внутренних талантах/способностях (команде)
Компания Innosight опросила управленческий персонал 91 компании с доходом более 1 миллиарда долларов. 40% назвали главной проблемой инерцию – в больших компаниях трудно внедрять инновации.
Отдельная проблема – команда. Чтобы достигать успеха, лидер компании должен стать «агентом изменений» для работников. Направлять, чтобы они сами возглавляли изменения, а не боялись их.
Начинать нужно с 2 действий:
- Поделиться с командой своим видением изменений и объяснить, зачем они нужны – чего достигнет компания
- Шаг за шагом менять мышление команды: «перепрошивать» ее на работу на результат
P. S. Наступила новая эра.
Мессенджеры бьют email-рассылки. Реклама дорожает. Мобильный трафик опередил десктоп. Видео-трансляции набирают обороты.
У покупателей обновилась «прошивка» для защиты от информационного перегрузка – теперь, игнорируется 92% рекламы вместо 75%. Попытка выстроить бизнес в сегодняшнее время похожа на рыбалку в открытом бушующем море.
Чтобы выжить и не утонуть, нужно меняться.
Поэтому 2-3 ноября мы проведем событие для предпринимателей №1 – «Саммит 10Х», где 10+ ТОПовых бизнес-инноваторов и ведущих экспертов в своих сферах раскроют ультраконкурентные бизнес-технологии, которые сразу можно внедрять у себя.
Пока ваши конкуренты распыляются на 1000 действий, вы делаете только 1 самое сильное и получаете 10X результат.
Приходите на «Саммит 10Х» и заберите то, что работает сегодня и будет работать в ближайшие 3-5 лет.