«Концепция ежа»: Как определить победную стратегию бизнеса за 3 простых вопроса

Поделиться:

Есть древнегреческая притча про лису и ежа, понимание которой способно обеспечить вашему бизнесу конкурентное преимущество на десятилетия вперед.

Лиса — хитрое существо, способное изобрести миллион сложных стратегий, чтобы атаковать ежа. День за днем лиса кружит вокруг его норы, выжидая момент, чтобы наброситься.

Проворная лиса, казалось бы, должна выйти победительницей.

Еж, напротив, неповоротлив и неуклюж. Весь день он бегает туда-сюда по лесу, ища, чего бы поесть.

Лиса ждет, молча притаившись на перекрестке тропинок. Еж идет, ничего не подозревая, прямо в лапы лисе.

«Ага, — думает лиса, — вот ты и попался!»

Она выпрыгивает из-за укрытия и стремительно несется к ежу. Маленький еж, почувствовав опасность, смотрит вверх и думает: «Ну вот, опять, неужели она так никогда ничему и не научится?» — и сворачивается в шар с острыми иголками, торчащими во все стороны.

Лиса видит, какую защиту воздвиг еж, и отказывается от атаки.

Вернувшись в лес, она начинает разрабатывать новый способ нападения. Каждый день сражение лисы и ежа повторяется, и, несмотря на превосходящее коварство лисы, побеждает всегда еж.

Вы лиса или еж? А ваш бизнес?

Английский философ Исайя Берлин на основе этой притчи поделил всех людей на две группы: «лисы» и «ежи».

«Лисы» стремятся к нескольким целям одновременно и видят мир сложным. Они расфокусированы и пытаются добиться сразу всего. Их мышление не объединено одной концепцией или видением.

«Ежи» упрощают мир, сводя все вопросы и проблемы к простой, иногда даже примитивной, «ежу» понятной идее.

В бизнесе тоже работает правило «ежей» и «лис».

«Концепцию ежа» в книге «От хорошего к великому» изложил бизнес-эксперт Джим Коллинз. Он изучил опыт 10X успешных компаний, которые стали великими: достигали отличных результатов в бизнесе и удерживали их. Они четко определили для себя стратегию и последовательно двигались по ней.

Компании-ежи показывали прибыльность в 3-5-10 раз больше, чем в среднем по рынку.

Как работает «концепция ежа» в бизнесе

В современном мире у предпринимателя слишком много возможностей. Бесконечная информация, новые технологии, фишки. Когда нет возможностей – это плохо, но когда возможностей много – это еще хуже. Сегодня бизнесы один за другим умирают от «переедания»: пытаются съесть то, что им не нужно. У них нет фокуса.

В бизнесе всегда есть ограниченное количество ресурсов: время, люди, мозги. Мастерство предпринимателя состоит в том, чтобы эффективно сфокусировать ресурсы там, где они дадут максимальные результаты.

Не пытаться охватить больше направлений, а реально оценить ситуацию и выбрать только нужные.

Первая задача бизнеса – держать фокус и не распылять ресурсы. Правильный фокус – тот, который обеспечит вам победу. Победу для определенной компании, на определенном рынке, в определенное время.

Каждый день вы принимаете массу решений в бизнесе. Делать продукт или не делать, развивать или закрыть, выходить на этот рынок или нет… Это как идти в тумане по тропинке, где через каждые 2 метра – перекресток.

Нужно каждый раз останавливаться и принимать решение, куда же идти.
Когда нет «концепции ежа», наступает хаос. Вы не понимаете, в какую точку бить, чтобы получить результат.

Суть «концепции ежа» – взять сложное и максимально его упростить. Выбрать главное из кучи возможностей и получить простую, понятную, победную стратегию.

Когда вы понимаете вашу «концепцию ежа», вы как будто убираете весь туман. Видите на другом конце поля точку, в которую нужно прийти. Понимаете, на какие тропинки для этого свернуть.

Три вопроса для создания «концепции ежа

1. В чем вы можете быть лучшими в мире?

Когда вы отвечаете на этот вопрос, вам нужно понять, в чем вы не можете быть лучшими в мире. Это также важно.

Если говорить о GoldCoach, мы понимаем, что можем быть лучшими в мире в дисциплинированном и терпеливом доведении клиентов до результатов. Мы терпеливо и последовательно внедряем методологию, создаем систему, доводим это до результата.

Все наши ТОПы – это люди, которые умеют доводить до результата. У нас приживаются такие сотрудники. А «искатели» – нет, их отторгает система.

Мы в GoldCoach прописывали «концепцию ежа» в 2016 году. Тогда мы на 4 дня выехали всей командой на тренинг. 4 дня стратегический совет работал над стратегией компании, в том числе над «концепцией ежа».

Сам процесс прописывания «концепции ежа» так же важен, как и результат, который вы получите в итоге. «Концепция ежа» – итог споров, обсуждений и дискуссий. В результате вы должны понять: кто вы, о чем вы, что вы делаете на рынке, в чем ваша сила.

Мы поняли, что не можем быть лучшими в мире по продаже «горячих фишек». Поэтому мы не побежали в блокчейн и биткоин, в отличие от многих.

Центральная тема нашей компании – доводить клиента до результата. С 2016 года мы начали усиленно развивать продукт GPS. Его развитие до нынешнего уровня – результат того, что в 2016 году у нас появилась «концепция ежа».

Когда вы начинаете вкладываться ресурсами в свою силу, это даст вам преимущество на рынке.

Напишите свой ответ на вопрос: в чем вы можете быть лучшими в мире?

Не пишите слишком сложно. У вас должна появиться одна главная мысль. Смотрите на себя и свою компанию. Ответ на этот вопрос нужно докручивать с вашим стратегическим советом, возвращаться к этому. В какой-то момент вы почувствуете, что нашли свою стратегию.

2. В чем ваша страсть? Что вы особенно любите делать? Что пробуждает страсть в вас лично и в ваших сотрудниках?

Если бизнес отвечает вашей страсти, вы все равно будете им заниматься. Даже если он какое-то время не будет приносить прибыли.

В GoldCoach наша страсть – искать, изучать и передавать клиентам передовые бизнес-технологии и модели.

Иван Зимбицкий осознанно выбрал карьеру предпринимателя. Для него это значит постоянный рост, обучение и развитие.

Глава отдела продаж Богдан Куринный из книжного магазина выходит с книгами по бизнесу или по мышлению.

У Ирины Коробской, коуча-эксперта и руководителя нашей внутренней школы коучинга, обучение расписано на год вперед.

У меня в телефоне куплены и установлены книги на прочтение – тоже на год вперед. Еще в школе для меня книги «Думай и богатей», «Как уцелеть среди акул» были интереснее художественной литературы. Если мне завтра запретят заниматься чем-либо, я буду читать книги по бизнесу, саморазвитию, мышлению, автобиографии известных людей. У меня жажда к обучению.

В GoldCoach это общий дух компании – обучаться нон-стоп.

Когда вы занимаетесь бизнесом и понимаете, что все работают только ради денег, вы ничего стоящего не построите. Всегда должны быть идея и страсть.

Ответьте на вопрос: В чем ваша страсть? Что вы любите делать?

Попробуйте убрать лишнее и оставить главное. Один ответ – одна мысль. Стратегия – это когда вы убираете все лишнее.

И определите, какую ценность вы создаете?

Ваша страсть должна быть ценной. Например, заниматься личностным ростом это отлично, но в чем тут ценность для других?

3. Как работает ваша экономическая модель? Прибыль на Х

Джим Коллинз с командой выяснили, что не обязательно принадлежать к успешной отрасли, чтобы стать великой компанией. Часто происходит наоборот.

Компании 10X стартовали в проблемных отраслях, но нашли свою экономическую модель, которая позволила им заработать много денег и стать великими.

В бизнесе есть главный показатель – «Прибыль на Х». Х – это определенный фактор в вашем бизнесе.

Представим себе производство стали. Когда-то в сталелитейных предприятиях был показатель эффективности компании – «прибыль на сотрудника». Он показывал, насколько эффективен труд рабочих на заводе.

Джим Коллинз приводит в пример компанию, которая стала самой прибыльной в этой отрасли. Они ввели показатель «Прибыль на тонну», начали следить за ним. Учли эффективность работы людей и эффективность оборудования. Когда в компании начали держать фокус на этом показателе, она стала в 5 раз прибыльнее конкурентов.

Возьмем пример GoldCoach. Наш показатель:

Пожизненная ценность клиента – сколько денег оставляет клиент в вашем бизнесе за время своей жизни в вашей компании. Мы меряем этот показатель, есть определенная формула, которая берет в расчет полгода. Наш Х – это расходы на привлечение клиентов.

Допустим, за полгода мы потратили 200 000 долларов на привлечение клиентов, а заработали 600 000 долларов. Так мы понимаем, что наша Прибыль на Х = 3.

Почему мы выбрали расходы на привлечение клиентов как значение Х? Это ключевой фактор, который позволит нам расти. В нашей сфере ключевое в росте компании – сколько компания может позволить инвестировать в маркетинг.

Возьмем 2 компании. Одна может инвестировать 10 тысяч долларов в месяц на привлечение, а другая – 1 миллион. Какая победит? Ответ очевиден.

Х – это фактор в вашем бизнесе, который позволяет победить.

У нас есть клиент, который занимается монолитным строительством высотных домов. Их показатель Прибыль на Х – прибыль на кубометр.

Вы пишете показатель Прибыль на Х для компании, а дальше составляете план, как будете его достигать.

Сформулируйте свой вариант, в чем ваш Х.

«Концепция ежа» возникает на пересечении 3 кругов: в чем вы можете быть лучшими, в чем ваша страсть и как вы генерите деньги.

P. S. С чего начать трансформацию бизнеса и упрощения вашей жизни как собственника бизнеса?

Каждый день начинается с утра… и от того, как вы проводите утро, зависит результат каждого дня.

Поэтому рекомендую сделать каждое ваше утро продуктивным и легким.
И чтобы сделать это легко – заберите спец-отчет с утренними ритуалами Ивана Зимбицкого, Марка Цукерберга, Билла Гейтса и других ТОПовых предпринимателей.

Это поможет вам начинать каждый день заряженным зарядиться бодростью, позитивом, силой и обеспечить продуктивность и результативность каждого дня.

В конце 2019 вы удивитесь, насколько больше достигнете, начиная каждое утро с этих ритуалов.

Скачайте спец-отчет сейчас, пока это бесплатно: Скачать спец-отчет с утренними действиями

«Прибыль на Х» — как определить главный показатель роста бизнеса
Правило «20 миль» в бизнесе - как дисциплина простых действий ест героические усилия на завтрак

Понравилась статья? поделить с друзьями. Пусть они скажут тебе «Спасибо!»

avatar

Андрей Выдрик

Об Авторе:

Эксперт по поиску призвания, систематизации бизнеса и выстраиванию процессов, чтобы предприниматель получал свободу и высокую прибыль от бизнеса.

В прошлом Андрей успешный маркетолог, работал с Samsung, Imperial Tobacco (бренды Davidoff, West, R1, Прима), Мироновским Хлебопроуктом (Наша Ряба, Легко!), TetraPak, Fujitsu-Siemens, Canon, Logitech.

Благодаря опыту Андрей смотри на бизнес системно и помогает клиентам выходить из рутины и масштабировать бизнесы.

Провел более 4265 часов личных консультаций.