Убийцы стартапов: 9 ошибок, которые гарантированно уничтожают бизнес, и как их избежать
- 3 685
- 59
- 110
- 12.10.2019
- И.Зимбицкий
- Сильные Стороны
Поделиться:
Джереми Онг – владелец популярной сети блогов о бизнесе и пассивном доходе HUSTLR.COM. Сейчас сеть зарабатывает больше $600 тысяч в год.
Но когда HUSTLR.COM еще был стартапом, Онг совершил критическую ошибку, которая почти убила бизнес. Набрал большую, но неэффективную команду.
«Мы слишком быстро набрали людей, потому что отчаянно нуждались в дополнительной рабочей силе, чтобы справиться со спросом.
В результате я нанял сотрудников, которые совсем не вписываются в корпоративную культуру. Это негативно сказывается на моральном состоянии компании. Сотрудники начали делиться друг с другом вредными привычками. Людей стало больше, а эффективность компании снизилась», – рассказал Онг.
Чтобы спасти бизнес, он сфокусировался на атмосфере в команде и корпоративной культуре.
«Теперь я считаю, что лучше дать хорошие условия топовым сотрудникам, чем набирать большую команду, нанимая всех подряд», – признается Онг.
Ошибка Онга – одна из классических проблем стартапов, которые убивают больше 80% бизнесов.
В этом посте мы собрали еще 8 критических ошибок. GoldCoach напоминает: учиться лучше на чужих ошибках – на своих слишком больно и дорого.
Частая проблема стартапов – они пытаются расти слишком быстро, когда еще не готовы. Например, компания получила 1-2 клиента. Владелец решает, что он и его команда уже ТОП-профессионалы и могут завоевать рынок. Ищут новых клиентов – и обламываются.
Перед масштабированием бизнеса нужно протестировать свою бизнес-модель.
Спросите себя:
- Кто ваш идеальный клиент?
- Какие его потребности вы закрываете?
- Какие еще проблемы клиента вы можете решить?
Часто в начале бизнеса ваш продукт покупают люди, которые бросаются на новинки. Но это легкие клиенты. Ваша задача – достичь большинства. Понять, для кого вы делаете свой продукт и как сделать его суперценным.
В этой точке «умирают» 80% стартапов. Без проработки целей и стратегии компании невозможно масштабировать бизнес.
На любом этапе развития проверяйте, что бизнес растет стабильно и вы можете поддерживать рост. Если нет, — вы просто раздуваете компанию и становитесь менее эффективными.
Когда компания развивается, предпринимателю нужно принимать все более сложные решения. При этом большинство бизнесов умирают не из-за того, что у них нет возможностей, а из-за того, что возможностей слишком много.
Чтобы избежать перегруза, вам нужен четкий фокус – на чем вы сосредоточены.
Важно выбрать, что вы будете делать. Но еще важнее – чего вы как компания делать не будете.
Вы должны научиться делать одну вещь (продукт, услугу) лучше всех на рынке, и только потом начинать создавать что-то новое.
У вас должны быть четко установленные цели, к которым стремится компания. Проверьте, что все члены команды понимают эти цели и мотивированы их достигать. Если нет – вы не сможете масштабировать бизнес.
Не забывайте: то, что вы не можете измерить, вы не сможете улучшить.
В стартапе часто лидер берет на себя разные функции: генерального директора, менеджера, продажника и т.д. Это возможно, но только на старте бизнеса.
Задача предпринимателя – не доказать всем, какой он крутой. Задача – построить ТОП-команду в бизнесе, собрать в нее А-игроков. Быть лидером, а не операционистом и менеджером.
Что делает лидер бизнеса:
- Формирует видение
- Вдохновляет других
- Налаживает связи
- Подбирает команду
- Находит ресурсы для развития компании
Лидеры бизнеса – это машины идей. У лидера не обязательно должны быть качества, которые есть у хорошего менеджера. Но точно должно быть умение этого хорошего менеджера найти и забрать себе в команду.
Цели задают направление бизнеса и мотивируют во время выполнения текущих задач.
Да, сегодня большинство руководителей компаний знают о важности постановки целей. И ставят их на месяц, квартал, год, даже на 3-5 лет. Но часто у бизнесов нет долгосрочной цели. Проблема в том, что если «большой» цели нет, краткосрочные цели могут оказаться неправильными. Предприниматель не будет знать, какой бизнес хочет построить, и будет принимать неверные решения.
Вам нужна BHAG – «Большая волосатая цель». Подробнее о том, как ее выбрать, читайте в нашем посте.
Когда стартап развивается, он хочет решить максимум проблем клиента. Но рискует переоценить свои возможности и утонуть в непрофильных задачах.
Так ошибся Джин Кабальеро, соучредитель GreenPal. Компания занимается уходом за газонами, ее еще называют «Uber для газонов».
«Мы ошиблись при попытке масштабирования. Дали клиентам слишком много власти, разрешили им диктовать условия по графику работы. Это стало логистическим кошмаром для наших специалистов, которые меньше работали, чем ездили по всему городу и пытались успеть к клиентам».
GreenPal решили ввести жесткие графики, сделали пакеты долгосрочного ухода за газоном.
«Это помогло нам вырасти более чем на 100%. Наш прогнозируемый доход на 2019 год составляет $20 миллионов», – рассказал Кабальеро.
Одна из постоянных ошибок стартапов – их владельцы думают, что им не нужно выходить на рынок. Клиенты найдут компанию сами.
На первом этапе многие предприниматели уверены, что маркетинг – это функция, без которой они смогут обойтись. И вспоминают о маркетинге как последнем средстве для увеличения прибыли.
Это критическая ошибка, которая может быстро убить бизнес. Современная компания не может жить, а тем более развиваться без четкой маркетинговой стратегии.
Другая частая ошибка – компания выбирает только один маркетинговый канал и начинает от него зависеть. Рано или поздно этот канал достигнет пика и потеряет эффективность.
Задача бизнеса – не ждать, пока это случится, а постоянно искать и выходить на новые площадки.
Чтобы бизнес масштабировался, его нужно на это настроить. Ничего не произойдет автоматически.
Чтобы держать темпы роста и эффективно использовать ресурсы компании, в бизнесе должна быть правильная инфраструктура, отлаженные процессы, офис, способный вместить бОльшую команду.
Проверьте, что все отделы оптимизированы, в них достаточно людей. Или наоборот: возможно, есть лишние люди, а их задачи лучше отдать на аутсорс.
Отдельное внимание уделите IT-отделу, «технарям». Грамотные инвестиции в технологии точно принесут прибыль.
Для достижения целей бизнеса важна жесткая реализация бизнес-стратегии. Но компания не должна «закрываться» в ней, не анализируя ситуацию.
В бизнесе регулярно возникают форс-мажоры, непредсказуемые события: меняются тренды, вдруг могут появиться новые мощные конкуренты. Руководители компании должны быть готовы в нужный момент скорректировать курс развития.
Примите убеждения, что единственная стабильная вещь в бизнесе – это изменения, а без инноваций не может быть роста. Если бизнес не будет меняться – он умрет. Подробнее о внедрении инноваций читайте в нашем посте.
Лучший способ сделать компанию гибкой – вносить ежедневные мелкие изменения, которые согласуются с «большим» видением бизнеса.
P. S. Внешний мир наших результатов — это зеркальное отображение нашего внутреннего образа себя и убеждений.
Если ваше мышление настроено на богатство – вы будете видеть возможности заработать даже там, где раньше не замечали (и не замечали ваши конкуренты) использовать их и умножать цифру на своем банковском счету.
Если ваше мышление не настроено на богатство – выйти на желаемую сумму дохода будет крайне сложно (даже если вы много знаете и умеете).
Поэтому первый шаг к деньгам – настроить свое мышление: заменить токсичные убеждения на продвигающие по чек-листу «103 убеждения о деньгах»