BHAG: Почему у Uber, Microsoft, Facebook,Tesla, Amazon, Evernote есть «БОЛЬШАЯ ВОЛОСАТАЯ ЦЕЛЬ», и как она поможет вам создать саморазвивающийся бизнес на века
- 6 750
- 1
- 6
- 26.10.2018
- И.Зимбицкий
- План/Стратегия
Поделиться:
Билл Гейтс сказал:
Он всегда ставил в своем бизнесе большие и даже пугающие цели: «Когда мы с Полом Алленом начали Майкрософт 30 лет назад, у нас были большие мечты о программном обеспечении. Мы мечтали о том, какое влияние оно может оказать. Мы говорили о компьютере на каждом столе в каждом доме.
Было удивительно видеть, что эта мечта стала реальностью и затронула так много людей. Я даже не представлял, какая невероятная и важная компания возникнет из тех идей».
«Компьютер в каждый дом» — это была BHAG (big hairy audacious goal — большая «волосатая» дерзкая цель) Microsoft, которая во многом ответственна за грандиозный успех этой компании.
Что такое BHAG?
Большая Волосатая Дерзкая Цель — это долгосрочная (на срок от 10 до 25 лет) цель, основанная на базовых ценностях и предназначении вашего бизнеса.
Этот термин впервые вывели Джим Коллинс и Джерри Поррас в книге «Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением».
Но BHAG — это больше, чем просто цель.
Это вызов для вашего бизнеса. Настолько невероятный, настолько выходящий за рамки привычного, что вы должны сильно сомневаться, что с ним справитесь.
BHAG – это ваш Эверест. Это одна ясная цель, к которой вы намерены идти десятилетиями. Ее должны знать все в вашей команде. Если кому-то неясно, в каком направлении двигаться, если вы думаете над каким-либо решением, вы просто задаете себе вопрос: «Приблизит ли это нас к BHAG?»
Я говорю об уровне «отправить человека на Луну». Но при этом у вас должна быть возможность реализовать BHAG. Стратегия развития вашего бизнеса
должна в итоге вести именно к достижению BHAG.
Иначе цель станет останется только просто желанием или случайной цифрой.
Я понимаю, что ставить большие амбициозные цели на десятки лет может быть очень дискомфортно в мире неопределенности, особенно в странах пост-советского пространства.
Однако парадокс в том, что если вы хотите расти быстро, то вам просто необходима долгосрочная цель.
Зачем вашему бизнесу BHAG?
Вот пример компании RedBalloon — интернет-магазина подарков в Австралии.
Основатель и главный исполнительный директор RedBalloon, Наоми Симсон имела мечту полностью изменить традиции вручения подарков в Австралии. Для этого нужно было затронуть жизни 10% австралийцев — получить 2 миллионов клиентов.
Поэтому BHAG RedBalloon стала «2 миллиона продаж за 10 лет».
Они поставили эту агрессивную и амбициозную цель в 2005 году. Тогда у RedBalloon было всего 7 500 продаж.
В результате они достигли BHAG на два года раньше установленного срока. И продолжают расти, с 2006 года регулярно входят в список самых быстрорастущих компаний Deloitte Fast 500 для Австралии.
Что дает бизнесу BHAG
- Отучает мыслить слишком мелко. Когда ставишь долгосрочную цель, которой сам немного боишься — появляется чувство неотложности и необходимости торопиться.
- Помогает строить великую компанию. Если ваша BHAG «Сделать возможным исследование и заселение Марса», как у Илона Маска в его проекте SpaceX, то вы понимайте, что ее нельзя достигнуть, если ваша компания — посредственная.
- Помогает нанимать А-людей в команду. Вы захотите нанять лучших людей, чтобы достичь BHAG. Кроме того, ясность будет привлекать правильных людей, которые захотят принять участие в реализации этой цели.
Какой должна быть хорошая BHAG?
«Цель должна вас слегка пугать и сильно волновать» — Джо Витале.
Настолько дерзкой, чтобы была вероятность не достигнуть её
Если вы поставили BHAG, которая 100% достижима, значит она просто не достаточно большая, волосатая и дерзкая. Когда вы нацелены долететь до звезд — то как минимум сядете на Луну.
Смелой
Когда в цели есть смелость — она делает ваш бизнес лучше и стимулирует прогресс, заставляя вас резко улучшаться для его достижения.
Чтобы безопасно доставить человека на Луну и обратно, НАСА пришлось работать на высочайшем уровне. BHAG помогает строить великие компании, потому что невозможно достичь BHAG, не показав величия.
Измеримой
НАСА точно знали, что достигли своей BHAG когда безопасно высадили человека на Луну и вернули его обратно на Землю. Так и ваша BHAG должна быть четко измеримой и понятной, иначе она ничем вам не поможет.
4 типа BHAG
- Целеориентированные: поставьте четко определенную количественную или качественную цель («Стать компанией стоимостью 125 миллиардов долларов к 2000 году» (Wal-Mart, 1990))
- Конкурентные: соревнуйтесь с общим врагом («Yamaha wo tsubusu! Мы уничтожим Yamaha!» (Honda, 1970-е))
- Ролевые: перенять черты другой успешной компании за пределами вашей непосредственной конкуренции («Станем Nike велоспорта» (Giro Sport Design, 1986))
- Трансформационные: сосредоточенные на трансформации самой компании («Превратим эту компанию из подрядчика в лучшую диверсифицированную высокотехнологичную компанию в мире» (Rockwell, 1995))
Кейс: General Electric и Westinghouse
Давайте сравним цели двух огромных электротехнических корпораций — General Electric и Westinghouse, поставленные в 1989 году.
У General Electric это была классическая BHAG: «Стать №1 или №2 на каждом рынке, где мы работаем, и революционизировать компанию, чтобы иметь скорость и гибкость малого предприятия».
У Westinghouse это был «манифест» целей, который звучал красиво и размыто:
- Общее качество
- Лидерство на рынке
- Технологии
- Глобальность
- Сосредоточенный рост
- Многоотраслевая
Результат — General Electric существует до сих пор и показывает все растущую прибыль. Westinghouse разорилась и упразднена в 1999 году.
P.S. BHAG — это одна из 7 частей полной стратегии создания саморазвивающегося бизнеса. О них мы полностью рассказываем на «Воркшопе Рокфеллера».
Даже если сейчас вы поставите для себя BHAG, то все равно не сможете достигнуть ее без 6 остальных шагов, потому что BHAG — это 7мой шаг.
Посмотрите на схему.
Создать такую стратегию — это просто, однако совсем не легко. Нужно очень четко понимать, что вы делаете, знать как и получать обратную связь. Чтобы вы могли это сделать — мы проводим «Воркшоп Рокфеллера».
Присоединяйтесь и в окружении более 200 предпринимателей за 2 дня создайте всю стратегию саморазвивающегося бизнеса: Кликнуть тут, чтобы участвовать в «Воркшопе Рокфеллера»