[Бизнес 10Х] Как создать стратегию развития, которая трансформирует бизнес в саморазвивающуюся компанию
- 5 091
- 1
- 5
- 21.06.2018
- И.Коробская
- План/Стратегия
Поделиться:
«Стратегия без тактики — самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением». Сунь Цзы, китайский стратег и философ
На последнем «Воркшоп Рокфеллера», где 200 предпринимателей 2 дня работали над своим бизнесом, я у многих спрашивала, есть ли у них стратегия его развития.
И я слышала очень много ответов «нет». Тогда я спрашивала: «Почему?» и слышала самые разные ответы:
— Не знаю, как её составить
— Интуитивно развиваемся
— Один в бизнесе и не думал о стратегии
— Нет на это времени….
… и мое самое любимое:
— Не знали, что она нужна
Именно из этих ответов родилась эта статья.
Почему у вас нет бизнес-стратегии?
На одном из телеклассов я задала участникам вопрос: «Зачем вы создаете бизнес?». Оказалось, что меньше половины людей видят себя в том бизнесе, которым занимаются, 5 лет спустя.
Если вы знаете, что 10-15 лет можете заниматься тем же самым, чем занимаетесь сейчас, то вам можно обойтись без бизнес-стратегии. Вы просто «самозаняты» и кайфуете.
Однако, если вы понимаете, что не хотите всю жизнь тяжело работать в бизнесе — тогда нужно думать о стратегии развития бизнеса и создания основы, на которой будет построена саморазвивающаяся система.
Большинство из тех, кто читает эти строчки, находится на уровне старта, поэтому у вас нет бизнес-стратегии, как и у участников воркшопа.
Когда вы готовы принять, что бизнес просуществует 20-25 лет, дальше начинаются этапы построения стратегии. Если вы не представляете, что бизнес столько просуществует, тогда непонятно, зачем вы им занимаетесь.
Конечно, я понимаю, что вам тяжело сейчас даже думать про стратегию на 15-20 лет. Постсоветские страны за последние 200 лет пережили много войн, кризисов, изменений, потрясений и в нашей среде сложно задумываться о стратегии.
Мы больше концентрируемся на ежедневных вопросах. Однако наличие стратегии развития бизнеса приносит собственнику много пользы.
Бизнес-стратегия – это долгосрочная модель действий для достижения цели, которые стоят перед компанией.
Когда у вашего бизнеса есть стратегия, вы как собственник получаете:
- ясность, какой следующий шаг сделать
- больше денег
- больше свободных ресурсов
- экономию сил на управление бизнесом
- бизнес быстрее масштабируется
Как предпринимателю подготовиться к созданию стратегии развития компании
Шаг 1. Прописать свои цели
Выделите для себя 3 амбициозные цели. Бизнес является отражением того, что вы хотите, поэтому планируйте по-крупному.
Важно, чтобы среди ваших целей были не только деньги.
Если вопрос в деньгах, тогда проще работать на наемной работе. Вы легко можете стать хорошим специалистом, которому будут много платить, при этом давая свободу, и обойдетесь без всех тревог, которые несет за собою бизнес.
Шаг 2. Посмотреть на потребности рынка
Будет ли нужно то, чем вы занимаетесь, через 25 лет? Понятно, что это будут только догадки, однако важно об этом думать и понимать, какие у бизнеса долгосрочные перспективы, какие опасности, угрозы и как это учесть в стратегии развития.
В целом, предсказать перспективы рынка на ближайшие 5 лет достаточно легко (Как протестировать идею в текущем времени — смотрите в этом посте)
Шаг 3. Оценить существующую реальность
Посмотрите на бизнес с точки зрения сильных и слабых сторон, слабостей и конкурентных преимуществ.
Если смотреть на команду GoldCoach, то мы получаем удовольствие от процесса обучения, от трансформации клиентов, однако нам скучно работать только с информацией, тактиками. Поэтому мы глубоко копаем в мышление предпринимателей, их осознанность.
Мы готовы быть слабее в том, как доносим информацию. Но для нас очень важна дисциплина, и мы прививаем её нашим клиентам.
Составляющие стратегии
Часть 1. BHAG
Джим Коллинз, американский бизнес-консультант, автор бестселлера «От хорошего к великому»ввел понятие BHAG.
BHAG (Big Hairy Audacious Goal, «Большая Волосатая и Наглая Цель», БИХАГ) — это невероятная, умопомрачительная и даже немного сумасшедшая цель вашего бизнеса на 20-25 лет.
Это идея, чего может достигнуть ваш бизнес, если вы и вся ваша команда будете самоотверженно работать следующие 20-25 лет.
БИХАГ должен быть четким и понятным, отражать смысл существования организации. Хороший БИХАГ — это такой, в достижение которого вы не до конца верите. Если вы верите в БИХАГ на 100% — значит вы ошиблись с ее постановкой.
Лучшие шансы для достижения БИХАГ — 50-70%.
Примеры БИХАГ:
- Ford: Сделать автомобиль доступным.
- Amazon: Любая книга, изданная когда-либо, на любом языке, доступна меньше, чем за 60 секунд.
- Google: Организовать информацию в мире и сделать ее универсально доступной и полезной.
- Microsoft: Компьютер на каждый стол в каждом доме.
Стратегия бизнеса — это план по достижению БИХАГ.
Часть 2. Концепция Ежа
Джим Коллинз проводит аналогию с животным миром. Он пишет о том, что целеустремлённый ёж доберется до цели скорее, чем резвая лисица.
Почему? Потому что ёж движется медленно, но верно, а лиса старается успеть везде и не успевает.
В бизнесе так же — целеустремленные «ежи» строят империи, а «лисы» жарят шашлыки.
«Концепция ежа» помогает отфильтровать возможности — определить, какую использовать, а от какой отказаться.
Чтобы создать концепцию ежа, нужно ответить на три вопроса:
- В чем наша страсть? Что в компании любят делать больше всего? Что приносит больше всего денег и удовольствия?
- В чем мы можем быть лучшими? Какие ваши компетенции значительно превосходят умения конкурентов? Это даже не всегда то, в чем мы сейчас лучшие. Это может быть и про перспективу на будущее.
- Как на этом зарабатывать? На чем будет основываться ваша экономическая модель?
Нарисуйте 3 круга, в каждом кругу — ответ на 1 вопрос. Там, где они пересекаются, будет та самая деятельность, которую нужно развивать.
Разрабатывайте «концепцию ежа» на стратегическом совете, куда входит весь топ-менеджмент компании.
Например, для бизнеса GoldCoach «концепция ежа» выглядит так:
- Наша страсть — искать, изучать и передавать дальше передовые бизнес-технологии и модели;
- В чём можем быть лучшими — во внедрении методологии создания систем в бизнесе; в дисциплинированном доведении до результата; в лучшей внутренней организованности;
- На чём основывается наша экономическая модель — на пожизненной ценности для клиента (LTV) поделенной на расходы на привлечение клиента (Traffic Cost).
Формула успеха на долговременную перспективу — LTV max/Traffic cost min(дать максимум пользы и максимально снизить издержки на привлечение клиентов).
Когда определитесь с ответами по каждому пункту, увидите направление развития, которое поможет достичь видения. Будете ясно видеть нужные дела – сможете поставить их в приоритете перед другими. Остается придерживаться концепции во что бы то ни стало.
Когда цель BHAG и «концепция ежа» ясны, формируем стратегию развития бизнеса. Для этого разделите 25 лет на более мелкие промежутки. Каждый промежуток должен преследовать свою цель, достижение которой будет означать приближение к видению.
Определите цели для следующих временных промежутков:
- 3-5 лет
- 1 год
- 3 месяца
Дальше определите проекты, которые вам нужно внедрить в ближайшем квартале, чтобы достигнуть целей.
Часть 3. 7 элементов стратегии
Чтобы определить свою маркетинг-стратегию — нужно ответить на вопросы:
- Кто ваш клиент? Какие его боли и желания? Какой конечный результат он хочет? (тут вам пригодится инструмент «До-после», описанный в этом посте)
- Какие слова в голове у клиента ассоциируются с вашей компанией? Это лучше спросить у клиентов напрямую лично или в соцсетях.
- Что вы продаете клиенту? Какая линейка товаров, какой у клиента «путь»?
- Какое будет обещание вашего бренда? (Например, у Domino’s Pizza долгое время обещание было: «Доставим за 30 минут или пицца бесплатно»)
- Какой KPI вашего обещания? (Для Domino’s Pizza — это «30 минут»)
- Какая гарантия того, что вы сдержите обещание? (Опять же, для Domino’s Pizza — это «пицца бесплатно»)
У GoldCoach в программе GPS есть обещание: «Если в ходе программы не вернули 300% своей инвестиции в коучинг — вы можете потребовать деньги обратно».
- Какая ваша «стратегия одной строкой»? Это должна быть фраза, показывающая ключевое преимущество вашей бизнес-модели, ведущая к росту прибыли и помогающая определить, какие требования потребителей можно игнорировать.
Например, для IKEA — это идея «плоской мебели», которая выглядит красиво, стоит недорого, однако ее надо складывать самостоятельно.
- Какие действия отличают вас от ваших конкурентов? Что им будет сложно повторить и внедрить у себя?
Например, Southwest Airlines использует только один тип самолетов и аэропорты более низкого класса, чтобы удешевить полеты и сделать их доступными, а также развивает корпоративную культуру, чтобы поддерживать высокий уровень сервиса.
- Какой ваш Х-фактор? Х-фактор – это секретное преимущество, которое позволяет вам обходить конкурентов в 10 или даже в 100 раз легко. Это преимущество чаще всего связано с большой проблемой, которая есть в вашей отрасли.
P.S. Разработать стратегию бизнеса — это просто, однако не легко. Это целый проект. И если вы хотите это сделать — тогда вам пригодится наш чек-лист «Как создать план проекта за 44 минуты».
В нем расписан простой процесс как спланировать даже самый сложный проект, чтобы получить по нему результат быстро и без стресса.
Переходите по ссылке и скачивайте: Скачать